Урок литературного чтения. В.И. Даль. "Девочка Снегурочка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить работу по произведению В.Даля «Девочка Снегурочка»;
  • Учить анализировать произведение, развивать память, внимание, речь учащихся;
  • Воспитание чуткого отношения к окружающим.

Оборудование: портрет писателя, рисунок Снегурочки и Девочки, словарь В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка», слова на карточках, книжка- самоделка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

Сегодня наш урок мы посвятим человеку необыкновенному…Моряку, врачу, языковеду и, конечно же, сказочнику Владимиру Ивановичу Далю. Будем работать с его произведением. – Напомните, как называется сказка, которую вы слушали на прошлом уроке? (Девочка Снегурочка)

II. Работа по теме В.И.Даль «Девочка Снегурочка»

Кто желает напомнить всем присутствующим, о чём говорится в сказке?

(краткий пересказ 2-4 ученика)

-Какими вы увидели в сказке бабушку, дедушку?

-Как старики относились к Снегурочке?

-Какой рисунок по- вашему больше подходит к сказке «Девочка Снегурочка»? ( два рисунка на доске )

- Молодцы, а внимательно ли вы читали сказку, сейчас проверим.

Вы со мной согласны или нет?

Сказка начинается такими словами:

Жили-были старик со старухой, и было у них много внучат. Часто они собирались и играли в снежки.

-Докажите, прочитайте в учебнике. (выборочное чтение)

-Встречается такое выражение

На печке лежит девочка, беленькая, как молоко, маленькая как кнопка.

-Докажите, прочитайте правильный ответ.

Вот старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенечко…

-Кто желает прочитать правильный ответ?

Работа по книжкам-самоделкам

Следующие задание по книжкам-самоделкам.

-Самостоятельная работа «Было или не было?»

(Все ли перечисленные события из сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» укажи +)

-Жили-были на свете старик со старухой. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было.

-Всё шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо.+

-Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушек погреться!

-Прочитайте правильный ответ. (взаимопроверка)

С этим заданием справились, переходим к следующему

Все мы из этой сказки. Укажи героев сказки.

Старик старуха Петух Медведь Жучка Мурка Лиса Волк Девочка-Снегурочка. (самопроверка)

С этим заданием справились, назвали всех героев сказки.

Автор этого произведения В.И.Даль много путешествовал по Руси, и всё время прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Было у него главное в жизни - дело собирать слова, он хотел сберечь для всех живой язык народа. Так появился «Толковый словарь живого великорусского языка»

-Для вас задание «Собери слова» (Запиши слова, которые мы редко употребляем в речи, но они нам встретились в сказке.)

- Объясните смысл этих слов.

Исправлялкино (работа в парах)

Исправь ошибки, допущенные в отрывках.

Пришло лето, стали грибы (ягоды) поспевать, вот и зовут подруги (подружки) Снегурочку в лес по грибочки (ягодки)

Грибы понабрали и Снегурочку в лесу не потеряли.

-Кто желает зачитать правильный ответ?

-А что случилось дальше, почитаем по ролям.

Автор Снегурочка Медведь Волк Лиса Жучка

-Как вы думаете, почему девочка не пошла домой с Медведем, Волком и Лисой?

И в жизни случается так, когда дети, да и взрослые поддаются уговорам незнакомых людей и уходят с ними. А это делать нельзя. Почему, как вы думаете?

-Нужно всегда сначала думать, предвидеть, что может случиться.

-А как случилось, что Жучка оказалась в лесу? (её старик, за то, что плохо охраняла дом)

-Как вы думаете, можно ли избавиться от собаки или кошки за то, что они нам не угодили? Просто выгнать из дома.

Посоветуйтесь со своей парой и выскажите своё мнение. (работа в парах)

-Существуют замечательные слова, которые мы должны помнить

Мы в ответе за тех, кого приучили

-Какими словами заканчивается сказка. Прочитайте.

III. Итог

Многие сказки заканчиваются словами:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

-Как вы понимаете это выражение?

Сказку сочинили люди, а это значит, что на самом деле в реальной жизни такого могло и не быть, но сочинили её, чтобы научить чему-то других.

-Чему научила эта сказка?

( нельзя далеко уходить от дома, с незнакомыми идти куда-нибудь тоже не следует, выгонять из дома животных нельзя, прежде чем, что-то сделать надо подумать и др.)

IV.Домашнее задание

Прежде чем, оценить свою работу, запишите домашнее задание «Сочинялки»

С.65 № 4 р.т.

– Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте круг красного цвета.

-Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте круг синего цвета.

Приложение.