Цели:
- Продолжить работу по произведению В.Даля «Девочка Снегурочка»;
- Учить анализировать произведение, развивать память, внимание, речь учащихся;
- Воспитание чуткого отношения к окружающим.
Оборудование: портрет писателя, рисунок Снегурочки и Девочки, словарь В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка», слова на карточках, книжка- самоделка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
Сегодня наш урок мы посвятим человеку необыкновенному…Моряку, врачу, языковеду и, конечно же, сказочнику Владимиру Ивановичу Далю. Будем работать с его произведением. – Напомните, как называется сказка, которую вы слушали на прошлом уроке? (Девочка Снегурочка)
II. Работа по теме В.И.Даль «Девочка Снегурочка»
Кто желает напомнить всем присутствующим, о чём говорится в сказке?
(краткий пересказ 2-4 ученика)
-Какими вы увидели в сказке бабушку, дедушку?
-Как старики относились к Снегурочке?
-Какой рисунок по- вашему больше подходит к сказке «Девочка Снегурочка»? ( два рисунка на доске )
- Молодцы, а внимательно ли вы читали сказку, сейчас проверим.
Вы со мной согласны или нет?
Сказка начинается такими словами:
Жили-были старик со старухой, и было у них много внучат. Часто они собирались и играли в снежки.
-Докажите, прочитайте в учебнике. (выборочное чтение)
-Встречается такое выражение
На печке лежит девочка, беленькая, как молоко, маленькая как кнопка.
-Докажите, прочитайте правильный ответ.
Вот старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенечко…
-Кто желает прочитать правильный ответ?
Работа по книжкам-самоделкам
Следующие задание по книжкам-самоделкам.
-Самостоятельная работа «Было или не было?»
(Все ли перечисленные события из сказки В.Даля «Девочка Снегурочка» укажи +)
-Жили-были на свете старик со старухой. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было.
-Всё шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо.+
-Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушек погреться!
-Прочитайте правильный ответ. (взаимопроверка)
С этим заданием справились, переходим к следующему
Все мы из этой сказки. Укажи героев сказки.
Старик старуха Петух Медведь Жучка Мурка Лиса Волк Девочка-Снегурочка. (самопроверка)
С этим заданием справились, назвали всех героев сказки.
Автор этого произведения В.И.Даль много путешествовал по Руси, и всё время прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Было у него главное в жизни - дело собирать слова, он хотел сберечь для всех живой язык народа. Так появился «Толковый словарь живого великорусского языка»
-Для вас задание «Собери слова» (Запиши слова, которые мы редко употребляем в речи, но они нам встретились в сказке.)
- Объясните смысл этих слов.
Исправлялкино (работа в парах)
Исправь ошибки, допущенные в отрывках.
Пришло лето, стали грибы (ягоды) поспевать, вот и зовут подруги (подружки) Снегурочку в лес по грибочки (ягодки)
Грибы понабрали и Снегурочку в лесу не потеряли.
-Кто желает зачитать правильный ответ?
-А что случилось дальше, почитаем по ролям.
Автор Снегурочка Медведь Волк Лиса Жучка
-Как вы думаете, почему девочка не пошла домой с Медведем, Волком и Лисой?
И в жизни случается так, когда дети, да и взрослые поддаются уговорам незнакомых людей и уходят с ними. А это делать нельзя. Почему, как вы думаете?
-Нужно всегда сначала думать, предвидеть, что может случиться.
-А как случилось, что Жучка оказалась в лесу? (её старик, за то, что плохо охраняла дом)
-Как вы думаете, можно ли избавиться от собаки или кошки за то, что они нам не угодили? Просто выгнать из дома.
Посоветуйтесь со своей парой и выскажите своё мнение. (работа в парах)
-Существуют замечательные слова, которые мы должны помнить
Мы в ответе за тех, кого приучили
-Какими словами заканчивается сказка. Прочитайте.
III. Итог
Многие сказки заканчиваются словами:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
-Как вы понимаете это выражение?
Сказку сочинили люди, а это значит, что на самом деле в реальной жизни такого могло и не быть, но сочинили её, чтобы научить чему-то других.
-Чему научила эта сказка?
( нельзя далеко уходить от дома, с незнакомыми идти куда-нибудь тоже не следует, выгонять из дома животных нельзя, прежде чем, что-то сделать надо подумать и др.)
IV.Домашнее задание
Прежде чем, оценить свою работу, запишите домашнее задание «Сочинялки»
С.65 № 4 р.т.
– Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте круг красного цвета.
-Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте круг синего цвета.