Учебно-методическая разработка к уроку физики в 9-м классе по теме: "Закон всемирного тяготения"

Разделы: Физика, Информатика


Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Форма урока: комбинированный с применением информационных технологий.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийный учебник «Физика»(Teach Pro), презентация к уроку.

Цели урока:

  • образовательная: изучить закон всемирного тяготения; показать его практическую значимость; отметить границы применимости закона всемирного тяготения; повторить темы «Оптические явления» и «Электростатика»;
  • развивающая: продолжить формирование умений анализировать информацию, делать выводы и обобщения, а также развитие логического мышления;
  • воспитательная: продолжить развитие функций общения на уроке как условия обеспечения эмоционального удовлетворения; сформировать познавательный интерес к изучаемой теме на примере жизни и деятельности И. Ньютона.

Ход урока:

I. Орг. момент

  1. Работа дежурных и консультантов.
  2. Объявление темы и цели урока
  3. Вступительное слово учителя:

На доске высказывания:

1. «Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше». Исаак Ньютон

2. «Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной». Исаак Ньютон

По мнению Ньютона, его законы были открыты «играючи»; просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного.

II. Фронтальный опрос (повторение пройденного материала по теме «Оптические явления»)

  • Что такое линза?
  • Что такое свет?
  • Как называется оптический прибор, служащий для наблюдений из танков, подводных лодок и различных укрытий?
  • Что такое аккомодация?
  • Недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.
  • Что такое фокус линзы?
  • Единица оптической силы.
  • Недостаток зрения, при котором расстояние наилучшего зрения превышает нормальное значение.

III. Тест по теме «Электростатика»

IV. Изучение нового материала

  1. Подготовка к восприятию нового материала
    • Какое взаимодействие называют гравитационным?
    • Посредством чего осуществляется гравитационное взаимодействие?
    • Какими свойствами обладает гравитационное поле?
    • Чем отличается гравитационный заряд от электрического?
    • Чему равна гравитационная постоянная?
    • У кого гравитационный заряд больше: у учащегося Макарьева или у учащегося Валиева?
  2. Актуализация знаний
    Датский астроном Тихо Браге, многие годы наблюдая за движением планет, накопил многочисленные данные, но не сумел их обработать. Это сделал его ученик Иоганн Кеплер. Используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений тихо Браге, Кеплер установил законы движения планет вокруг Солнца. Но Кеплер не сумел объяснить динамику движения. Почему планеты обращаются вокруг Солнца именно по таким законам? На этот вопрос сумел ответить великий английский физик Исаак Ньютон, используя законы движения планет, установленные Кеплером и общие законы динамики.
  3. Прослушивание интерактивной лекции по данной теме (мультимедийный учебник «Физика» (TeachPro))
  4. Подведение итогов, запись учащимися конспекта
  5. Границы применимости закона: Закон всемирного тяготения может быть применим к самым разным телам, начиная от атомов и молекул, и кончая гигантскими звёздными скоплениями. Этот закон справедлив не только для частиц, но и для шарообразных тел. Только под величиной r в этом случае принимают расстояние между центрами шарообразных тел. Справедлив закон всемирного тяготения и в случае взаимодействия материальной точки и шарообразного тела: например Земли и любого тела вблизи её поверхности.

V. Занимательная страница

Согласно легенде, мысль о всемирном тяготении осенила Ньютона в тот момент, когда он, отдыхая в своём саду, увидел падающее яблоко. Итак, кто же он великий Ньютон?

Доклад учащегося по теме «История открытия закона»

VI. Физминутка

VII. Закрепление нового материала

  • Кем был открыт закон всемирного тяготения?
  • Как формулируется закон всемирного тяготения?
  • Для всех ли тел можно применять формулу ?

     

  • Что следует понимать под величиной r в этой формуле в случае гравитационного взаимодействия двух шаров?

VIII. Решение задач

Задача: С какой силой притягиваются друг к другу Земля и яблоко, масса которого равна 100г ? (Масса Земли 6·1024 кг, радиус Земли 6400 км)

Самостоятельно: Определить с какой силой ты и Земля притягивайтесь друг к другу.

IX. Занимательная страница

Солнечное затмение - модель

X. Итоги урока. Домашнее задание

  • Итоги урока:
    - Что нового и интересного было на уроке?
    - Выполнена ли цель урока?
  • Домашнее задание
    - §40 учить
    - изобразить в тетрадях рис.100 на с.110 учебника
  • Оценки

А напоследок я прочитаю строки из стихотворения М.В. Ломоносова, которые можно считать наставлением молодому поколению:

Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Ньютонов
Российская земля рождать!

Презентация.

Приложение 2.