Урок по математике в 3-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Учебные:

  • закрепить знания обучающихся о центральных углах;
  • познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;
  • учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.

2. Развивающие:

  • развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;
  • развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
  • развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

3. Воспитательные:

  • всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;
  • воспитание желания учиться.

Тип урока: Урок открытия нового знания (работа в группах).

Оборудование:

  • компьютер.
  • проектор.
  • презентация слайдов.
  • транспортир.
  • карточки для работы в группах.
  • учебник.
  • памятка для работы с транспортиром.
  • дополнительный научный материал «Из истории транспортира» на каждого ученика.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!

2. Целеполагание и мотивация.

1. Индивидуальная работа у доски.

2. Мозговой штурм. (Слайд №1: круг)

Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.)

Какую форму имеет? (круг)

Как называется линия, которая является границей круга? (окружность)

Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности)

Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности? (радиус)

Что образовывают радиусы? (угол)

Как называются эти углы? (центральные)

Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?

3. Проверка индивидуальной работы у доски.

Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет)

Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество)

Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (1°)».

Запишите в тетради: 1°, 3°, 40°, 90°, 120°.

3. Актуализация знаний обучающихся.

1) (Слайд №2: линейка, часы, весы.)

Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы)

Что у них общего? (шкала)

Рассмотрим линейку.

С какого деления начинается шкала у линейки? (0)

Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала.

(Слайд №3: измеряем красную полоску.)

По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с деления «0»)

2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске).

А сейчас - внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его МКН.

У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы!

Значит, у вас – глаз-алмаз! Когда так говорят?

А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера угла АВС)

3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.

Может, кто знает, как он называется? (транспортир)

Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)

Физкультурная пауза.

«Мы делили апельсин…»

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром. Транспортир)

Тема урока: «Транспортир».

Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.

Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый)

Какой похож на ваш? (полукруглый)

В круглом транспортире 360°, а в полукруглом – 180°.

1) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Кирилл.

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.

История транспортира.

Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне. (Слайды №5,6: транспортир.)

2) Строение транспортира. (Слайды № 6: транспортир.)

Что общего с теми приборами? (шкала)

Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы измерять)

Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0)

Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 180°, внешняя справа 0 – 180°.

Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)

Какие углы? Почему две шкалы? (Слайды № 7,8: прямые углы.)

Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?

Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.

(отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине)

Вывод:

  • Совмещаем вершину угла с центром транспортира;
  • Одна из сторон угла проходит через деление «0»;
  • Определяем шкалы, «бежим» глазками по этой шкале до другой стороны угла и определяем величину угла.

Чему равен прямой угол? (90°) Я начну предложение, а вы дополняйте.

«Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 90°, а тупой угол … больше 90°».

(Слайд №9: острые, тупые углы.)

2. Измеряем углы, проговаривая все этапы работы.

5. Первичная проверка понимания.

1) Работа с учебником страница 60 №133.

(Слайд №10.) Найди ошибку.

2) Работа с правилом на странице 61 задание №5.

Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет)

3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)

(Слайд №11.)

А теперь возвращаемся к нашему заданию.

4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли? (разность)

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(Слайд №12: углы.)

1) Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную, тупоугольную.

Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.

2) Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы.

7. Рефлексия.

(Слайд №14.)

(Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение)

Анализ деятельности на уроке.

Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе.

Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому-то дать совет?

8. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий.

Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у многоугольников.

А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по заданной величине) Замечательно, этим мы и будем заниматься на следующем уроке.

Приложение 1.