Задачи урока:
- познакомить учащихся с биологической сущностью опыления, различными приспособлениями цветковых растений к тому или иному типу опыления и, показать взаимосвязи организмов в природе, воспитание умения видеть научную картину мира.
- развитие мышления, анализа, умения работать с учебником, формирование навыков самостоятельной работы;
- воспитание интереса к предмету, коммуникативных способностей, бережного отношения к природе, чувства прекрасного, креативных способностей, создание ситуации успеха.
Предварительная работа: Создание презентации к уроку, детского творческого проекта «Цветы – прекрасные творения природы» (моделирование цветка, оформление выставки, посвящённой цветам и насекомым).
Индивидуальные сообщения.
Ход урока
Обратите внимание на доску, перед вами ваши творческие проекты, мы провели большую подготовку к уроку и сегодня отправляемся в гости к цветку.
На экране фотографии цветов.
Какие чувства, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на цветы? (дети рассказывают о своих чувствах)
– А я думаю: цветы – потрясающие творения природы. Невольно рождаются вопросы.Трудно ли быть цветком? Как природа создаёт такие разные формы, линии, цвета, запахи? Зачем такое разнообразие? Пройдёт человек, сорвёт красивый цветок, зачем ему тогда рождаться красивым? Ведь природа мудра, в природе нет ничего лишнего.
Как вы думаете для кого или для чего эта красота? (насекомых, для опыления).
Тема нашего урока: В гостях у цветка. Опыление.
Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (как происходит опыление, какое значение оно имеет для растений)
Сегодня мы работаем с учебником и интерактивной доской. Не забывайте во время урока делать зарядку для глаз. Перед вами опорный конспект, в него вы будите записывать информацию, в нём выполнять задания. В конце нашей работы вы составите интеллект-карту сегодняшней темы.
Вспомним строение цветка. Ваша задача ответить на вопросы интерактивного теста. Отправляемся в гости к цветку. Вспомним, что называют опылением? (Опыление это перенос пыльцы насекомыми с одного цветка на другой).
Откройте учебник. Прочитайте определение опыления по учебнику. Выделите его в тексте ! – выучить.
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент. Во время посмотрите фрагмента фильма запишите ответ в 1 пункте опорного конспекта о значении опыления в жизни растений. Делаем вывод. (Опыление нужно, чтобы произошло оплодотворение, и образовались плоды с семенами).
Одни растения для опыления предпочитают собственную пыльцу, вторые – пыльцу растений того же вида, а третьим всё равно, своя пыльца попадает на рыльце пестика или чужая. Поэтому выделяют несколько типов опыления. Наша задача выяснить, какие. Для этого предлагаю вам решить биологическую задачу. Я её зачитаю, а вы следите по тексту.
Учёные провели эксперимент:
Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку 5.49 учебника определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 3 минуты.
(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна чужая пыльца, её переносят насекомые.Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект.
Что называют процессом самоопыления, подсказка схема А? (Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на пестик этого же цветка).
По словарю проверим ваш ответ. ! Как мы видим, самоопыление – это гарантия того, что растение независимо от условий обязательно будет опылено и даст плоды с семенами.
На экране растения, имеющие самоопыление, запишите в конспект примеры: фасоль пшеница, картофель, люпин.
А теперь используя схему Б, дайте определение процессу перекрёстного опыления.
(Перекрёстное опыление - это перенос пыльцы с одного цветка на другой).
Давайте по словарю проверим ваш ответ. ! Мы видим, что при перекрёстном опылении новый организм объединяет в себе признаки отцовского и материнского организмов и будет более приспособлен к меняющимся условиям среды, чем организм, сформировавшийся при самоопылении.
На экране растения, имеющие перекрёстное опыление, запишите примеры в конспект: дуб, ромашка, шиповник, ольха.
Самоопыление и перекрёстное опыление встречаются в природе, поэтому их относят к естественному опылению.
Мы познакомились с самоопылением, перекрёстным опылением. Обратите внимание на схему, назовите отличительные черты каждого вида опыления. Кроме естественного опыления выделяют ещё искусственное опыление, его проводит человек. Определите по схеме с каким типом опыления оно сходно. Найдите в учебнике значение искусственного опыления (Искусственное опыление используется человеком для выведения новых сортов, для повышения урожайности растений). !
Чаще всего в природе встречается перекрёстное опыление. Кто или что переносит пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка? (Насекомые, птицы, ветер, вода)
А теперь, познакомимся с особенностями строения цветов ветроопыляемых растений. Прочитайте учебник, раздел «Опыление растений ветром», выберите признаки цветов ветроопыляемых растений, эти данные мы запишем в таблицу «Сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»
Заполняем таблицу вместе.
название признаков | признаки цветов | |
ветроопыляемые растения | насекомоопыляемые растения | |
пыльца | крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало | |
нектар | ||
запах | ||
размер цветка | ||
окраска | ||
время цветения растений | во время распускания или после распускания листьев |
Вопросов нет, все заполнили таблицу?
На экране, у меня в руках ветроопыляемые растения. Докажите, что перед вами ветроопыляемые растения, какими признаками они обладают. (Неяркий околоцветник, цветки мелкие, пыльца мелкая, сухая, у берёзы она разносится на расстояние 40 км, её много, не имеют запаха).
Цветы привлекают очень многих, но всё-таки чаще всего к ним в гости прилетают насекомые. Давайте выясним кому из насекомых, какой цветок подходит. Во время моего рассказа вы записываете в таблицу опорного конспекта признаки насекомоопыляемых цветов. По окончании беседы вы должны будете ответить на ряд вопросов по теме, будьте внимательны, постарайтесь понять и запомнить.
Некоторых цветочных гостей привлекает пыльца, в ней содержатся белки, жиры, углеводы, витамины. Она служит пищей для пчёл, жуков. Посмотрите на экран перед вами изображение пыльцы, увеличенное в тысячи раз. Обратите внимание на особенности пыльцы в отличие от ветроопыляемых растений. Пыльца насекомоопыляемых: крупная, тяжёлая, липкая, у неё на поверхности есть шипы, крючки, её образуется не так много как у ветроопыляемых растений. Всё это приспособления для прикрепления к мохнатому телу насекомого. Посмотрите на пчелу, всё её тело покрыто пыльцой, кроме этого она ещё собирает пыльцу в специальные корзиночки на задних ногах.
Цветок для своих гостей заготовил и лакомство – это нектар, ещё К.Линней назвал его «пищей богов», найдите в учебнике за какую его особенность? (Нектар – это сладкая жидкость). Добраться до нектара не так просто, он находится на дне венчика в нектарниках. Например, пчёлы, бабочки достают нектар своими хоботками из глубоких венчиков, жуки до него добраться уже не могут.
Послушайте рассказ об опылении цветов льнянки шмелями. Оказывается, что у насекомых есть любимые цветы, которые они выбирают, но и у цветов есть свои любимые опылители. Посмотрите на цветок наперстянки рис. 5.50, ведь, наверное, не зря его называют «пчелиным» цветком.
Какие приспособления возникли у цветов для привлечения насекомых, как насекомые разыскивают цветы?
Одно из приспособлений это наличие запаха. Насекомые хорошо различают запахи. Орган обоняния у них находится на усиках: бабочек привлекают душистые цветы, пчёл – сладкие, жуков – фруктовые ароматы, мухи летят к цветам с запахом гниющего мяса.
Насекомые замечают крупные цветы или мелкие собранные в соцветия.
А вот окраску околоцветника насекомые видят иначе, чем мы с вами, но цветы должны быть в отличие от ветроопыляемых растений, яркими, выделяющимися на фоне листвы, ведь многие насекомоопыляемые растения цветут после распускания листвы.
Обратите внимание на экран:
- Пчёлы опыляют – жёлтые, фиолетовые, синие, белые цветы, а вот красные цветы их пугают.
- Бабочки – нежно-красные, розовые, белые, фиолетовые, жёлтые.
- Жуки – белые, жёлто-зелёные, нежно-розовые, но неглубокие цветы.
Экран. В природе встречаются удивительные по форме цветы-орхидеи, её околоцветник по внешнему виду напоминает самку длинноусой пчелы, чем привлекает самцов этих насекомых, участвующих в опылении растения
«Сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»
название признаков | признаки цветов | |
ветроопыляемые растения | насекомоопыляемые растения | |
пыльца | лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много, | крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало |
нектар | + | – |
запах | + | – |
размер цветка | крупный или соцветие | мелкие |
окраска | яркая, заметная | невзрачные |
время цветения растений | до распускания листвы | во время распускания или после распускания листьев |
Посмотрите, все графы таблицы у вас заполнены? Проверьте. Эта информация нам нужна для защиты творческого проекта. Прочитайте задание №4 в опорном конспекте.
Мы разобрали опыление типичными опылителями, но есть и нетипичные животные-опылители. Перед вами цветок крупный, красный, со слабым запахом, выскажите гипотезы, кем он будет опыляться? (птицы) (нектарницы, колибри, цветочницы опыляют яркие красные, оранжевые цветы). Подтверждение на экране.
А этот цветок крупный, обладает сильным запахом, околоцветник у него неяркий, белый, раскрывается после заката, ночью, цветы с такими признаками опыляют летучие мыши. Экран.
Вы обратили внимание, какое разнообразие животных опылителей. Учёные отмечают, что в настоящее время на нашей планете господствующее положение занимают цветковые растения. У цветковых растений в ходе исторического развития выработались многочисленные приспособления к опылению. Запишите это как вывод.
Мы видим, что у цветов есть свой язык красоты, свои особенности. В очередной раз убеждаешься, как мудра природа.
Проверим усвоение материала, подведём итоги: в опорном конспекте составьте интеллект-карту по теме сегодняшнего урока. Взаимопроверка интеллект-карты по слайду. Кто справился с заданием? Поднимите руку. Исправьте неточности, если они есть. Мы сегодня познакомились с разными способами опыления, прочтите интеллект-карту, начните с главного слова «Опыление».
Мы справились с задачей урока, разобрали виды опыления цветковых растений. А вот как происходит чудесное превращение цветка в плод, как образуются семена, мы разберём на следующем уроке. Оцените, как вы усвоили тему, поставьте значок температуры в опорном конспекте, как мы это делаем на классных часах: 36,6 – усвоили тему, 38 – вам было сложно, тему не поняли.
Д. З.
Параграф №36, вопросы.
Творческое задание на выбор, по желанию (оформить на отдельном листе):
- Решите биологические задачи:
- Капитан одной команды КВН предложил капитану другой команды установить логическую связь между звеньями цепи: клевер – шмели – мыши – численность кошек в деревне. Как вы думаете, какую логическую связь между звеньями цепи установил капитан второй команды.
- Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчёл. Каков её биологический смысл?
- Напишите сочинение от имени цветка или насекомого на тему « Как мне повезло!»