Открытый урок "Внутренняя среда организма"

Разделы: Биология


Цели:

уметь:

  1. характеризовать основные понятия;
  2. перечислять функции крови и её состава;

знать:

  1. состав внутренней среды;
  2. строение и функции форменных элементов.

Оборудование:

  1. кровь отстоявшаяся;
  2. кровь оксалатная;
  3. кубики картофеля.

Ход урока

Учитель: Вы любите путешествовать? Обычно человек путешествует по городам, странам, каким-либо достопримечательностям. Мы сегодня с вами тоже совершим путешествие, но оно будет необычным, т.к. мы будем путешествовать по организму человека. Ни одна ткань, ни одна клетка организма не может нормально осуществлять свои жизненные функции без притока питательных веществ и О2, без непрерывного удаления продуктов жизнедеятельности. Все эти вещества могут проникать в клетку, когда они находятся в растворенном состоянии. Вот почему любая клетка может жить лишь в жидкой среде.

Вопрос к учащимся: Как можно назвать данную среду организма?

И вот мы сегодня начнем свое путешествие с внутренней среды организма.

Запись темы: Внутренняя среда организма.

Учитель: Мы посетим с вами

  • гомеостаз,
  • плазму,
  • форменные элементы,
  • красный костный мозг,
  • селезенку

и побываем в научно-исследовательском институте.

В течение путешествия вы должны приобрети знания и умения (см. выше)

Для получения этих знаний нам поможет д/з § 14 (запись с пояснениями).

Итак, все живые клетки соприкасаются с жидкой внутренней средой.

Вопрос к учащимся: Предположите, что входит в состав внутренней среды?

Запись на доске:

Вопрос к уч-ся: Не изучая кровь, что мы можем о ней рассказать?

Учитель подводит итог услышанного: Это самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность её – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортной линии связи, так нельзя понять существование человека без этой ткани, без движения её по сосудам.

В состоянии покоя кровь распределяется следующим образом:

Запись на доске:

  • 25% – общего объема в мышцах;
  • 25% – в почках;
  • 15% – стенки кишечника;
  • 10% – печень;
  • 8% – мозг;
  • 4% – венечные сосуды сердца;
  • 13% – легкие и остальные органы.

Депо крови – 40%.

Вопрос к уч-ся: Какие функции выполняет кровь? (стр. 42)

Запись в тетрадь:

Функции крови:

  1. транспортная;
  2. гуморальная;
  3. защитная.

Запись на доске:

(учитель демонстрирует отстоявшуюся кровь)

Вопрос к уч-ся: Меняется ли состав крови?

Учитель: Состав плазмы все время меняется и вместе с тем остается в общем постоянным, потому что питательные вещества и продукты распада быстро поступают в плазму и быстро удаляются из неё.

(демонстрация опыта с картофелем)

1 – картофель в дождевой Н2О

2 – картофель в концентр. NaCl

Вопрос к уч-ся:

  1. Что наблюдаем, почему кусочки картофеля стали такими?
  2. К чему приведет этот эксперимент?

Вывод: Должно быть постоянство внутренней среды.

Вопрос к уч-ся: Какую функцию выполняет плазма?

Запись в тетрадь:

Функция плазмы: поддержание относительного постоянства солевого и водного режима тканей.

Из этого следует, что для организма характерен гомеостаз.

Гомеостаз – постоянство внутренней среды.

Вопрос к уч-ся: Что произойдет с кровью, если её наполовину разбавить 0,9% раствором NaCl?

0,9% – это концентр. соли, равная постоянной концентрации солей в плазме.

Вопрос к уч-ся:

  1. Почему иногда в кровь вливают физ. раствор?
  2. Что произойдет с кровью, если я прилью дистиллированную воду?

(демонстрация лаковой крови)

Учитель: Сегодня мы побываем в научно-исследовательском институте.

(работа по группам)

1 гр. Биохимики

– Почему в кровь человека нельзя вливать чистую воду?

2 гр. Лаборанты

– Почему после соленого хочется пить?

3 гр. Медики

– В художественной литературе встречается словосочетание «голубая кровь», могут ли быть люди с голубой кровью? Ответ поясните.