Умножение одночлена и многочлена

Разделы: Математика


Цели:

обучающая: закрепить умения учащихся умножать одночлен на многочлен при упрощении выражений и решении уравнений;

развивающая: совершенствовать коммуникативные умения работы в группе и паре, умение работы с текстами, умение обосновать свою точку зрения, развитие мыслительных способностей.

воспитательная: воспитать трудолюбие, чувство ответственности перед товарищами.

Ход урока

Орг. момент. 2 мин.

Сообщение темы и цели урока.

Устный счет. 7 мин.

Тестирование (с помощью сигнальных карточек )

Листы с устным счетом у каждого учащегося на парте.

* Представьте в виде одночлена стандартного вида:

1) – 12 а2в3•5 а4в

а) 60 а6в3

б) – 60 а6в4

в) – 60 а8в3

г) – 60 а5в3

2) ( - 2 х5у3 )3

а) – 8 х8у

б) 8х15у6

в) – 8 х15у9

г) 8 х15у9

3)

а) а7

б) а2

в) а9

г) а12

* Упростите выражение:

1) а – ( 13а + 5а2 )

а) 5а2 – 12а

б) – 5а2 – 14а

в) – 5а2 – 12а

г) 12а – 5а2

2) а2 ( а7 – 11ав2 )

а) а9 – 11а3в2

б) а14 – 11а2в2

в) а9 – 11а2в2

г) а14 – 11 а3в2

Вопросы учащимся при работе над устным счетом.

* Каким свойством будете пользоваться при решении данного задания?

* Сформулируйте умножения степеней с равными основаниями.

* Сформулируйте свойство возведения в степень произведения.

* Сформулируйте свойство возведения степени в степень.

* Что нужно сделать, чтобы упростить выражение?

* Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак минус?

* Как умножить многочлен на одночлен?

Закрепление изучаемого материала.

Записать тему урока, число.

1) Работа на доске. 8 мин.

Задание у каждого учащегося на столе.

(подробное комментирование учащихся у доски )

а) Найдите значение выражения:

5а ( а + в ) – ( 3а – в ) в + 2в ( в – а ), если а = -2 , в =

5а ( а + в ) – ( 3а – в ) в + 2в ( в – а ) = 5а2 + 5ав – 3ав +в2 +2в2 – 2ав = 5а2 +3в2

Если а = - 2, в = , то 5а2 +3в2 = 5 ( - 2 )2 + 3 (  )2 = 20 + = 20

б) Преобразуйте выражение в многочлен стандартного вида:

( х5у )2 ( у4 + ху5 – х2у6 + х3у7 )

( х5у )2 ( у4 + ху5 – х2у6 + х3у7 ) = х10у24 + ху5 – х2у6 + х3у7 ) = х10у6 + х11у7 – х12у8 + х13у9

2) Работа в группах. 12 мин.

На столах листы с заданиями, где по пять уравнений, и лист с таблицей

1

2

3

4

5

Задание: разгадать кроссворд. Для этого решить уравнения, в записанном порядке, выбрав по ответу букву.

1 группа.

а б е з и л м н р ц ы я
1 1/7 3 0,5 - 8 5 6 - 0,1 2 9 - 1/3 - 10

Уравнения № 1; 7; 10; 12; 14.

2 группа.

а б е з и л м н р ц ы я
2 - 1/4 - 3 0,5 - 8 1 0 - 1 - 2 9 - 1/3 - 10

Уравнения № 2; 8; 11; 13; 14.

3 группа.

а б е з и м н п т ц ы я
8 - 5,5 1 4 6 1,2 1/3 3/4 - 3 5 - 10 12

Уравнения № 3; 9; 10; 12; 14.

4 группа.

а б е з й л м н п р т ы
3 2/7 2 - 5 - 10 0 - 1 1 5 - 1/5 12 8

Уравнения № 4; 7; 11; 13; 14.

5 группа.

а б е з и л м н п р ч ы
- 2 - 2/7 - 3 9 12 1 - 1 5 4 6 2 -10

Уравнения № 5; 8; 10; 12; 14.

Ответы занести в выданные таблицы. Прикрепить заполненную таблицу с получившимся словом на магнитную доску.

Получается загадка.

Земля белая, птицы на ней черны. ( книга )

Уравнения:

1.  = 1;
2х + 3 + 4х – 3 = 3;
6х = 3;
х = 0,5.

2. 3 -  = ;
6х – 10х – 1 = 4х + 1;
6х -10х – 4х = 2;
– 8х = 2;
х = - ¼.

3.  +  =  ;
3х + х + 2 = 5;
4х = 3;
х = ¾.

4.  = 1;
10х – 3х + 7 = 14;
7х = 7;
х = 1.

5. = 2;
14х + 7 + 15х + 5 = 70;
29х = 70 – 7 – 5;
29х = 58;
х = 2.

6.
80х – 30 – 21х – 7 = 170;
59х = 140 + 37;
59х = 177;
х = 3.

7.  ;
11 – 3х = 2;
- 3х = - 9;
х = 9.

8.
3х + 7 = - 2;
3х = - 9;
х = - 3.

9. ;
2х + 1 = - 5;
2х = - 6;
х = -3.

10. 5х – 2 ( х + 1 ) = 16;
5х – 2х – 2 = 16;
3х = 18;
х = 6.

11. 8х + 5 ( 2 – х ) = 13;
8х + 10 – 5х = 13;
8х – 5х = 3;
3х = 3;
х = 1.

12. х – ;
2х – х +3 = 8;
х = 8 – 3;
х = 5.

13. 2х –;
6х – х – 1 = 9;
5х = 10;
х = 2.

14. - 4 –  ;
- 24 – х – 1 = 3х + 15;
- х – 3х = 15 + 1 + 24;
– 4х = 40;
х = - 10.

Д/З Пункт 26, стр. 113.   3 мин.

№ 672,
№ 681 ( б ), ( комментирование )
№ 687 ( 1 строчка ),
Свободное задание № 1242.

Самостоятельная работа развивающего характера.   10 мин.

Задания у каждого на столе на листах.

Вариант 1. Вариант 2.
1. Выполните действия:  
а) ( - 7 в2 – в + 2 ) ( - 2 в3 );  а) - 2 а2 ( - а + 9 а2 – 2 );
б) 0.5 а ( 2 а – в ) – 0,5 в ( 2 в – а ).    б) 10 х ( у – 0,2 х ) – 10 у ( х – 0,2 у ).
2. Решите уравнение:  
  
3.* Известно, что 2 а – в = 5. Вычислите:  
- 4 а + 2 в 10 а – 5 в

Взаимоконтроль и самоконтроль.

(Решения представляются с обратной стороны доски)

Вариант 1.

1) а) ( - 7 в2 – в + 2 ) ( - 2 в3 ) = - 7 в2 ( - 2 в3 ) – в ( - 2 в3 ) + 2 ( - 2 в3 ) = 14 в5 + 2 в4 - 4 в3;

б) 0,5 а ( 2 а – в ) – 0,5 в ( 2 в – а ) = 2 а· 0,5 а – в· 0,5 в - 0,5 в·2в – 0,5 в·( - а ) = а2- 0,5 ав – в2 + 0,5 ав = а2 – в2.

2)  

 ;
3 ( х – 1 ) - 2 ( х + 1 ) = 6;
3 х – 3 – 2 х – 2 = 6;
3 х – 2 х = 6 + 3 + 2;
х = 1.

Ответ: 1.

3) 2 а – в = 5
- 4 а + 2 в = - 2 ( 2 а – 8 ) = - 2·5 = - 10

Вариант 2.

1) а) -3 а2 ( - а + 9 а2 – 2 ) = - а ( - 3 а2 ) + 9 а2 ( - 3 а2 ) – 2 ( - 3 а2 ) = 3 а3 – 27 а4 + 6 а2;

б) 10 х ( у – 0,2 х ) – 10 у ( х – 0,2 у ) = 10 ху – 0,2 х·10 х - 10 ху – 10 у ( - 0,2 у ) = 10 ху – 2 х2 – 10 ху + 2 у2 = 2 у2 – 2 х2.

2)

;
6 х – 5 ( х + 1 ) = 10;
6 х – 5 х - 5 = 10;
х = 15.

Ответ: 15

3) 2 а – в = 5
10 а – 5 в = 5 ( 2 а – в ) = 5· 5 = 25.

Дополнительные задания на урок.

1. Замените * одночленами так, чтобы выполнялось равенство:

* ( 5 а - * + 4 в2 ) = 10 а2 – 6 а4в3 + *;

( 2 а ( 5 а – 3 а3в3 + 4 в2 ) = 10 а2- 6 а4в3 + 8 ав2).

2. Запишите вместо * такой одночлен, чтобы выполнялось равенство:

а) * ( с – m + k ) = - abc + abm – abk

б ) * ( ab – b2 ) = a3b – a2b2

в ) ( a – b ) * = a3b – a2b2

г ) * ( 5a – * + 4b2 ) = 10a2 – a4b3 + *

Подведение итога урока. 2 мин.