Древняя мудрость гласит: «К водопою коня может привести даже маленький ребенок. А вот заставить этого коня напиться не смогут даже десять взрослых мужчин». Так и в школе: можно посадить детей за парты, можно контролировать дисциплину, но без возникновения у самих детей желания учиться, мы не сможем их ничему научить. Поэтому перед каждым учителем стоит важнейшая задача: пробудить у учащихся познавательный интерес, чтобы они сами, добровольно захотели испить из «источника знаний». Целесообразно использовать задачи прикладного характера. Тогда у учащихся будет формироваться информационная компетенция и накапливаться жизненный опыт. Это, в свою очередь, повысит интерес к предмету.
Те знания, которые были приобретены посредством напряжения своих собственных сил, которые сопровождались эмоционально окрашенным фоном, становятся тем багажом, который учащиеся вынесут за стены школы.
Одним из способов пробудить у учащихся познавательный интерес на уроках геометрии – это использование такой формы работы, как практическая работа.
Я предлагаю разработку практических работ по геометрии в 7 классе.
Практическая работа №1:
Тема: «Точки, прямые, отрезки»
Цели: Познакомить учащихся с понятиями точка, прямая и их взаимным расположением.
Инструменты: Карандаш, линейка, резинка.
Задания:
- Проведите прямую, обозначьте ее буквой а и отметьте точки А и В, лежащие на этой прямой, и точки P, Q и R, не лежащие на ней. Опишите взаимное расположение точек A, B, P, Q, R и а, используя символы принадлежности.
- Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи.
- Отметьте точки А,В,С,Д так, чтобы точки А,В,С лежали на одной прямой, а точка Д не лежала на ней. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых?
- Сделайте вывод.
Практическая работа №2:
Тема: «Равенство геометрических фигур»
Цели: Познакомить учащихся с понятиями равных фигур.
Инструменты: Карандаш, линейка, резинка, ножницы, калька, рисунки равных фигур.
Задания:
- Каждой группе предлагается найти не менее двух способов доказательства того факта, что изображенные на рисунках фигуры являются равными (подсказка: вырезать одну фигуру и наложить на другую, перевести на кальку одну фигуру и наложить на другую).
- Сделать вывод.
Практическая работа №3:
Тема: «Смежные и вертикальные углы»
Цели: Познакомить учащихся со свойствами смежных и вертикальных углов.
Инструменты: Карандаш, линейка, резинка, транспортир.
Задания:
- Начертить смежные углы. С помощью транспортира измерить каждый из смежных углов.
- Выдвинуть гипотезу.
- Выполнить доказательство гипотезы.
- Начертить вертикальные углы. С помощью транспортира измерить каждый из вертикальных углов.
- Выдвинуть гипотезу.
- Выполнить доказательство гипотезы.
- Сделать выводы.
Практическая работа №4:
Тема: «Медианы, высоты, биссектрисы треугольника»
Цели: Познакомить учащихся с понятиями медиана, высота, биссектриса треугольника.
Инструменты: Карандаш, линейка с делениями, резинка, транспортир, треугольник.
Задания:
- Построить остроугольный треугольник. С помощью карандаша, линейки с делениями, транспортира, треугольника построить в нем высоту, медиану и биссектрису.
- Сделать вывод.
- Построить прямоугольный треугольник.
- С помощью карандаша, линейки с делениями, транспортира, треугольника построить в нем высоту, медиану и биссектрису.
- Сделать вывод.
- Построить тупоугольный треугольник.
- С помощью карандаша, линейки с делениями, транспортира, треугольника построить в нем высоту, медиану и биссектрису.
- Сделать вывод.
Практическая работа №5:
Тема: «Первый и второй признак равенства треугольников»
Цели: Познакомить учащихся с теоремой о первом и втором признаке равенства треугольников.
Инструменты: Карандаш, линейка с делениями, транспортир, ножницы.
Задания:
- Построить треугольник АВС, у которого АВ=10 см, угол А=30°, ВС=15 см.
- Вырезать построенный треугольник.
- Сравнить свой треугольник с треугольником соседа по парте.
- Сделать вывод.
- Построить треугольник АВС, у которого угол А=40°, АВ=10 см, угол В=45°.
- Вырезать построенный треугольник.
- Сравнить свой треугольник с треугольником соседа по парте.
- Сделать вывод.
Практическая работа №6:
Тема: «Теорема о сумме углов треугольника»
Цели: Познакомить учащихся с теоремой о сумме углов треугольника.
Инструменты: Карандаш, линейка, транспортир.
Задания:
- Изобразить остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
- С помощью транспортира измерить углы каждого треугольника и найти их сумму.
- Сделать выводы.
Список используемой литературы:
- Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина «Геометрия 7-9», учебник для общеобразовательных учреждений.