Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; совершенствовать умения распознавать изученные части речи;
- развивать умения распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи;
- развивать внимание, память, восприятие на слух, умение делать выводы;
- продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.
Оборудование: красные карточки с алгоритмом
Ход урока
I. Психологический настрой на урок.
-Как вы себя чувствуете? (Нам на уроке хорошо и спокойно).
II. Оформление тетрадей.
-Запишите дату, классная работа.
III. Актуализация знаний о глаголе.
-Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопайте, когда услышите глагол.
Зелень, зеленеет, зелёный.
Весёлый, веселит, веселье.
Бег, бегун, бежит.
-Назовите глаголы, которые вы услышали: зеленеет, веселит, бежит.
-Докажите, что это глаголы.
IV. Внимательно посмотрите на ленту букв.
-Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово.
В |
G |
Р |
S |
Е |
М |
W |
Я |
-Какое слово у вас получилось? (Время)
V. Работа по развитию речи.
-Ребята, прочитайте записанные предложения на доске.
Время летит.
Время разум даёт.
-Как вы их понимаете?
Время проходит очень быстро. Вы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учитесь в четвёртом. Вот как быстро летит время
Время даёт разум, потому что человек занимается, и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается.
VI. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
-А о каком времени у нас пойдёт речь на уроке, вы сами скоро догадаетесь.
-Прочитайте предложения, записанные на доске и попробуйте определить тему урока.
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
Итак, кто может сформулировать, что же мы будем изучать на уроке?
(-Сегодня на уроке мы будем изучать времена глагола и ещё будем учиться изменять глаголы по временам).
-А как вы догадались?
(Глагол в предложениях употреблён сначала в форме прошедшего времени, затем в настоящем и будущем времени).
-Откройте учебник на стр.175.
-Какую учебную задачу ставит перед нами Почемучка?
(Научиться отличать одно время от другого).
VII. Тренировочные упражнения.
Стр.176, у.404.
-Прочитайте выразительно стихотворение Александровой «Лесные игрушки».
-Выпишите глаголы в строчку, через запятую. Определите в каком времени они употреблены.
(Слабоуспевающим детям выдаётся таблица. Смотри приложение 1.)
Проверка: -В каких временных формах употреблены глаголы в этом стихотворении?
(В настоящем, прошедшем и будущем времени).
-Как вы определяли время глагола?
(По значению и по вопросу).
-Итак, что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении?
(Задать вопрос, определить в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола).
VIII. Упражнение в изменение глаголов по временам.
1. Работа с правилом (стр.176)
-Прочитайте правило в учебнике.
-Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И что сделать? (Нет).
-Почему?- Что вы заметили?
(Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени.
Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют только форму прошедшего времени).
-Сравните форму будущего времени этих глаголов.
-Что можете сказать?
(Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола).
-Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола?
(Правильно задать вопрос).
IX. Упражнение в образовании временных форм глагола.
-А сейчас попробуем глаголы писать и написать изменить по временам.
-Работаем по алгоритму(он у вас дан на красной карточке).
Алгоритм.
- Задать вопрос к глаголу; определить вопрос начальной формы: что делать? что сделать?
- Выяснить, сколько временных форм будет иметь данный глагол. Проверить по правилу в учебнике.
- Определить, простое или сложное будущее время у данного глагола. Проверить по правилу в учебнике.
- Записать все временные формы данного глагола.
Образец записи в тетради:
Образец рассуждения:
а) писать
- Что делать?(писать)
- Данный глагол будет иметь 3 времени.
- У данного глагола сложное будущее время,(т.к.состоит из 2-х слов).
б) написать
- Что сделать? (написать)
- Данный глагол будет иметь два времени.
- У данного глагола простое будущее время(т.к. состоит из одного слова).
X. Физминутка «Ужасы на кондитерской фабрике»
Вчера к нам на электронную почту пришло странное письмо. Вот его содержание: «Внимание, ученики 2А класса!-пишет вам медицинский профессор Пупыркин. -На кондитерской фабрике г.Нижний Тагил разразилась катастрофа. Там обнаружен новый, нет не свиной, но очень опасный и на редкость живучий вирус, от которого конфеты сходят с ума. Они бегают по цехам фабрики, ломают оборудование, но что особенно ужасно –порываются разбить стёкла и выброситься наружу. Ребята, вы можете себе представить, что произойдёт, если дети в Новый год поедят бешенных конфет?!Помогите! Караул! Ваш медицинский профессор П.Пупыркин.
-Ну, что ребята не дадим вирусу распространиться. Постараемся выловить все глаголы.
(Учитель читает текст, а дети, услышав глагол, должны хлопнуть в ладоши над головой).
« По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тётя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тётя Рая забилась под коробки с шоколадками. Конфеты «Белочка» прыгали по конвейеру и грызли орехи. Конфеты «Мишка косолапый» кувыркались по полу. Карамельки «Клубника со сливками» плевались своей начинкой и очень радовались, если попадали в тётю Наташу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты «Ласточка» порхали вокруг неё и щебетали. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали польку, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали»
-Молодцы, ребята вы выловили все заразные глаголы. Фабрика будет спасена.
XI. Игра «Следователь».
-А сейчас поиграем в следователя.
Известный следователь по фамилии Квашенная –Капуста вызвал своего помощника Обалдушкина и поручил ему очень важное задание.
«Слушай, Обалдушкин, - сказал Квашеная –Капуста, -нам нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое – что о его делишках, то есть о его действиях.
Например, он ездил,учится,придумает,взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретёт, вникает, обошёл, объездил, поднялся. Это всё, что нам известно.
-Под подозрением у нас:
- Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая воспитательница, асейчас пенсионерка, нянчит внуку Людочку.
- Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодёжью, но собирается на пенсию.
- Семён Семёнович Пирожков, бывший каскадёр, сейчас студент торгового техникума.
- Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.
- Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический колледж, готовится стать учителем физкультуры.
-Что тебе, Обалдушкин, было легче работать, попробуй расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:
- прошедшее время,
- настоящее время,
- будущее время».
-Ребята, мне кажется, что вы наверняка сообразительнее, чем Обалдушкин. Помогите ему и следователю Квашеной –Капусте отыскать нужного человека.
-Итак, действия нашего подозреваемого запишем в тетрадь в три столбика:
п.в. | н.в. | б.в. | ||
ездил
взбирался не боялся исходил обошел объездил поднялся |
учится
зубрит читает слушает возникает |
придумает
будет чертить будет конструировать изобретёт |
-Итак, кто установил личность подозреваемого: Аким Эрнестович Каверзный.
(Молодцы! Вы успешно справились с заданием).
XII. Итог.
-Что изучили на уроке?
(Изменение глаголов по временам).
Что нового узнали о временных формах глагола?
(Мы узнали, что глаголы не одинаково изменяются по временам.
Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени, глаголы, отвечающие на вопрос что делать? имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
-Будущее время, состоящее из одного слова, называется каким? (простым), будущее время, состоящее из двух слов, называется каким? (сложным будущим временем).
XIII. Домашнее задание.
С.176, правило, упражнение 406.
Список литературы:
- Рик Т.Г. «Здравствуй, дядюшка Глагол! –М.:РИО «Самовар»,1995