Учебно-воспитательные задачи урока:
- Образовательные выяснить качество, энергетическую ценность употребляемых продуктов питания, их соответствие санитарно – эпидемиологическим нормам и требованиям; сформировать понятия о здоровом образе жизни; познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека
- Развивающие развивать умение выяснять влияние продуктов питания на здоровье человека; формировать умения работать с таблицами, узнавать и находить консерванты на продуктах питания; научить учащихся формулировать выводы; развивать мышление ученика, речь.
- Воспитательные формировать мировоззренческие представления о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких.
- Здоровьесберегающие смена видов деятельности во время урока; правильность осанки во время урока; соблюдение правил техники безопасности во время практической работы.
- Эстетическое воспитание показать красоту окружающего мира; развивать наблюдательность детей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.
Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа.
Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Дать определение здоровью человека.
- Обсудить полезные привычки человека.
- Дать определение питанию человека.
- Практическая работа 1.«Обнаружение нитритов в отваре сосисок ».
- Практическая работа 2 «Обнаружение протеинов в мясном отваре и кубиках Магги»
- Закрепление знаний.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
II. Изучение нового материала.
НА ДОСКЕ: Тема урока «Здоровье и образ жизни».
Домашнее задание: учебник - стр. 9-13, вопросы для закрепления стр. 12.
Учитель:
Здоровье- это состояние полного физического, психического, и социального благополучия. Различают физическое, психическое и социальное здоровье. Здоровье человека формируется в результате различных привычек человека. Давайте с помощью презентации познакомимся с полезными привычками человека. Приложение 1.
Более подробно хотелось бы остановиться на привычках в питании.
Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. В условиях технического прогресса, огромного потока информации и общего ускорения темпов жизни к питанию предъявляются особые требования. Одним из наиболее эффективных средств повышения качества питания является его рационализация. Главное и основное требование рационального питания – его адекватность, т.е. соответствие производимым затратам энергии и потребностям организма.
Рациональное питание является одним из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Значение правильного и полноценного питания в современных условиях трудно переоценить. Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам: телевидению, радио, кино, через Интернет и др. источники - создает большую нагрузку на организм ребенка. Так как же и чем питаются современные ученики? Именно на этот вопрос мы и попытаемся найти ответ.
Можно предположить, что пища, употребляемая школьниками в течение учебного дня, не всегда соответствует по качеству, энергетической ценности и безопасности тем требованиям, которые предъявляются к полноценному питанию подростков.
Обсуждение.
Практическая работа №1
«Обнаружение нитритов в отваре сосисок»
Оборудование:
- свежеприготовленный реактив Грисса
- одна сосиска
- небольшой кусочек мясного фарша (для контроля результата)
- металлический ковш, объемом 0,5 литра
- лабораторный химический стакан на 50 мл
- электрическая плита
- марля
Ход выполнения работы.
- Приготовление реактива Грисса. Реактив Грисса – это сухой порошок кремового цвета, с неприятным запахом, представляющий собой смесь сульфаниловой кислоты и 1-нафтиламина. Его можно много лет хранить в темном месте, хорошо закупорив флакон. Мы приготовили для опыта его 1% раствор на 20% уксусной кислоте. Этот реактив был предложен ещё в 1858 году немецким химиком Иоганном Петером Гриссом как чувствительный аналитический реагент на присутствие нитрит-анионов.
- Сосиску отварили в течение 10 минут. К 2-3 мл отвара нашей сосиски добавили 0,5-1,0 мл реактива Грисса.
- В течение такого же времени варили небольшой кусок мясного фарша, затем отвар процедили через несколько слоев марли и добавили реактив Грисса.
Результат.
Уже при комнатной температуре отвар окрасился в розовый цвет, а после нескольких минут нагревания в кипящей водяной бане, раствор приобрел темно-розовую, почти красную окраску.
При добавлении реактива Грисса к мясному бульону изменения окраски не произошло, осталась она прежней и после нагревания в кипящей водяной бане.
Читаем внимательно этикетку и видим, что в состав колбасного изделия входит цветообразователь с шифром Е 250. Это не что иное как соль азотистой кислоты, нитрит натрия, совсем не безопасное вещество, а тем более для детского организма. Его токсический эффект обусловлен тем, что он нитрозирует протеины и нуклеиновые кислоты живого организма, таким образом провоцируя раковые заболевания.
Вывод: Если в состав продуктов входит компонент Е250, их употреблять не следует.
Практическая работа №2
«Обнаружение протеинов в мясном отваре и кубиках Магги».
Оборудование:
- Гидроксид меди 2
- Мясной бульон «Магги»
- Отвар мясного фарша.
Пояснение к заданию. Определение основано на взаимодействии гидроксида меди 2 с протеином, в результате которого происходит окрашивание реагента синего цвета в фиолетовый цвет.
Ход работы: Добавляем к отварам фарша и кубика «Магги» гидроксид меди2. Это раствор синего цвета. В стакане с отваром мясного кубика «Магги» раствор остался синего цвета. А в стакане с мясным фаршем приобрел фиолетовую окраску.
Вывод: В кубике «Магги» протеин отсутствует, а в отваре мясного фарша он есть.
Для справки: Протеин – белок, который входит в состав всех мясных продуктов, куриных яиц. Он быстро усваивается и способствует быстрому наращиванию мышечной массы. Протеин является незаменимым компонентом диетического питания. Среди продуктов спортивного рациона очень популярен протеиновый коктейль.
III. Закрепление знаний.
Ответить на вопрос:
- Следует ли обращать внимание на состав употребляемых продуктов?
- Cформулируйте понятия о здоровом образе жизни.
- Какую пищу должен употреблять человек и почему?
IV. Подведение итогов.
Комментирование и выставление оценок.
Просмотр презентации, подготовленной учителем заранее: «Влияние консервантов и биологических добавок на здоровье человека» Приложение 2.
Заключение.
Домашнее задание.
- Подготовить отчеты в виде презентаций по составу продуктов и влиянии их на организм человека.
Ресурсы:
- Булдаков А. С. “Пищевые добавки. Справочник.” Санкт-Петербург : “Ut”,1996.
- Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: “Экологический вестник России”, 1995 год.
- Курбатова Т.В. Исследование качества пищевых продуктов.
- Сафиуллина Н.И. Ток – шоу “Большая стирка” на тему “Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания”
- Шашурина А. Т. “Экологическая безопасность и продукты питания”, газета Биология, №10, 2000.
- Журнал «Спрос» 2005-2009 гг
- Журнал «Здоровье» 2005-2009 гг