Разработка урока "Здоровье и образ жизни"

Разделы: Экология


Учебно-воспитательные задачи урока:

  1. Образовательные выяснить качество, энергетическую ценность употребляемых продуктов питания, их соответствие санитарно – эпидемиологическим нормам и требованиям; сформировать понятия о здоровом образе жизни; познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека
  2. Развивающие развивать умение выяснять влияние продуктов питания на здоровье человека; формировать умения работать с таблицами, узнавать и находить консерванты на продуктах питания; научить учащихся формулировать выводы; развивать мышление ученика, речь.
  3. Воспитательные формировать мировоззренческие представления о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких.
  4. Здоровьесберегающие смена видов деятельности во время урока; правильность осанки во время урока; соблюдение правил техники безопасности во время практической работы.
  5. Эстетическое воспитание показать красоту окружающего мира; развивать наблюдательность детей.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.

Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
    • Дать определение здоровью человека.
    • Обсудить полезные привычки человека.
    • Дать определение питанию человека.
    • Практическая работа 1.«Обнаружение нитритов в отваре сосисок ».
    • Практическая работа 2 «Обнаружение протеинов в мясном отваре и кубиках Магги»
  3. Закрепление знаний.
  4. Подведение итогов.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).

II. Изучение нового материала.

НА ДОСКЕ: Тема урока «Здоровье и образ жизни».

Домашнее задание: учебник - стр. 9-13, вопросы для закрепления стр. 12.

Учитель:

Здоровье- это состояние полного физического, психического, и социального благополучия. Различают физическое, психическое и социальное здоровье. Здоровье человека формируется в результате различных привычек человека. Давайте с помощью презентации познакомимся с полезными привычками человека. Приложение 1.

Более подробно хотелось бы остановиться на привычках в питании.

Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. В условиях технического прогресса, огромного потока информации и общего ускорения темпов жизни к питанию предъявляются особые требования. Одним из наиболее эффективных средств повышения качества питания является его рационализация. Главное и основное требование рационального питания – его адекватность, т.е. соответствие производимым затратам энергии и потребностям организма.

Рациональное питание является одним из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Значение правильного и полноценного питания в современных условиях трудно переоценить. Огромная информация, которая систематически поступает детям в школе и по другим каналам: телевидению, радио, кино, через Интернет и др. источники - создает большую нагрузку на организм ребенка. Так как же и чем питаются современные ученики? Именно на этот вопрос мы и попытаемся найти ответ.

Можно предположить, что пища, употребляемая школьниками в течение учебного дня, не всегда соответствует по качеству, энергетической ценности и безопасности тем требованиям, которые предъявляются к полноценному питанию подростков.

Обсуждение.

Практическая работа №1

«Обнаружение нитритов в отваре сосисок»

Оборудование:

  1. свежеприготовленный реактив Грисса
  2. одна сосиска
  3. небольшой кусочек мясного фарша (для контроля результата)
  4. металлический ковш, объемом 0,5 литра
  5. лабораторный химический стакан на 50 мл
  6. электрическая плита
  7. марля

Ход выполнения работы.

  1. Приготовление реактива Грисса. Реактив Грисса – это сухой порошок кремового цвета, с неприятным запахом, представляющий собой смесь сульфаниловой кислоты и 1-нафтиламина. Его можно много лет хранить в темном месте, хорошо закупорив флакон. Мы приготовили для опыта его 1% раствор на 20% уксусной кислоте. Этот реактив был предложен ещё в 1858 году немецким химиком Иоганном Петером Гриссом как чувствительный аналитический реагент на присутствие нитрит-анионов.
  2. Сосиску отварили в течение 10 минут. К 2-3 мл отвара нашей сосиски добавили 0,5-1,0 мл реактива Грисса.
  3. В течение такого же времени варили небольшой кусок мясного фарша, затем отвар процедили через несколько слоев марли и добавили реактив Грисса.

Результат.

Уже при комнатной температуре отвар окрасился в розовый цвет, а после нескольких минут нагревания в кипящей водяной бане, раствор приобрел темно-розовую, почти красную окраску.

При добавлении реактива Грисса к мясному бульону изменения окраски не произошло, осталась она прежней и после нагревания в кипящей водяной бане.

Читаем внимательно этикетку и видим, что в состав колбасного изделия входит цветообразователь с шифром Е 250. Это не что иное как соль азотистой кислоты, нитрит натрия, совсем не безопасное вещество, а тем более для детского организма. Его токсический эффект обусловлен тем, что он нитрозирует протеины и нуклеиновые кислоты живого организма, таким образом провоцируя раковые заболевания.

Вывод: Если в состав продуктов входит компонент Е250, их употреблять не следует.

Практическая работа №2

«Обнаружение протеинов в мясном отваре и кубиках Магги».

Оборудование:

  1. Гидроксид меди 2
  2. Мясной бульон «Магги»
  3. Отвар мясного фарша.

Пояснение к заданию. Определение основано на взаимодействии гидроксида меди 2 с протеином, в результате которого происходит окрашивание реагента синего цвета в фиолетовый цвет.

Ход работы: Добавляем к отварам фарша и кубика «Магги» гидроксид меди2. Это раствор синего цвета. В стакане с отваром мясного кубика «Магги» раствор остался синего цвета. А в стакане с мясным фаршем приобрел фиолетовую окраску.

Вывод: В кубике «Магги» протеин отсутствует, а в отваре мясного фарша он есть.

Для справки: Протеин – белок, который входит в состав всех мясных продуктов, куриных яиц. Он быстро усваивается и способствует быстрому наращиванию мышечной массы. Протеин является незаменимым компонентом диетического питания. Среди продуктов спортивного рациона очень популярен протеиновый коктейль.

III. Закрепление знаний.

Ответить на вопрос:

  1. Следует ли обращать внимание на состав употребляемых продуктов?
  2. Cформулируйте понятия о здоровом образе жизни.
  3. Какую пищу должен употреблять человек и почему?

IV. Подведение итогов.

Комментирование и выставление оценок.

Просмотр презентации, подготовленной учителем заранее: «Влияние консервантов и биологических добавок на здоровье человека» Приложение 2.

Заключение.

Домашнее задание.

- Подготовить отчеты в виде презентаций по составу продуктов и влиянии их на организм человека.

Ресурсы:

  1. Булдаков А. С. “Пищевые добавки. Справочник.” Санкт-Петербург : “Ut”,1996.
  2. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: “Экологический вестник России”, 1995 год.
  3. Курбатова Т.В. Исследование качества пищевых продуктов.
  4. Сафиуллина Н.И. Ток – шоу “Большая стирка” на тему “Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания”
  5. Шашурина А. Т. “Экологическая безопасность и продукты питания”, газета Биология, №10, 2000.
  6. Журнал «Спрос» 2005-2009 гг
  7. Журнал «Здоровье» 2005-2009 гг