Цели: развивать вычислительные навыки учащихся; рассмотреть решение примеров вида 50•4, 200• 4; развивать логическое мышление, творческие способности; учить детей работать в группах, в парах; воспитывать интерес к истории нашей Родины, уважение к защитникам Отечества.
I. Оргмомент.
Что вы ждёте от урока? Каким его хотите видеть?
Как вы мне будете помогать? (Будем внимательными, будем стараться…)
II. Минутка чистописания.
Пишем число 23. Завтра, 23 февраля - день защитника Отечества.
23 февраля 1918г. только что созданная Рабоче-крестьянская Красная армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал рождением Красной армии.
После Великой Отечественной войны наши вооружённые силы стали называться Советской армией. А день 23 февраля - День Советской армии и Военно-морского флота.
С распадом Советского Союза день 23 февраля стал отмечаться как День защитника Отечества.
-Как вы считаете, каким должен быть защитник Отечества? (Смелым, сильным, умным, помогать другим и т. д.)
Чтобы производить точные расчеты, нужны прочные математические знания. Этим мы и займёмся на уроке математики.
III. Устный счёт.
1) Цепочка примеров.
Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасётся витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?
65-черника, 75-земляника, 95-клюква
2) Составьте задачу по краткой записи:
Было- 32 самолёта
Улетела – 1/8 часть
Осталось - ? самолётов
3) Для восприятия новой темы необходимо хорошее знание таблицы умножения. Проверьте друг у друга знание таблицы умножения на 7 и 8.
-У кого не было ни одной ошибки?
IV. Постановка цели урока.
Переходим к теме нашего урока. Прочитайте её на доске. Чему будем учиться на уроке? (Решать примеры такого вида)
V. Работа над новой темой.
Рассмотрите иллюстрацию на с.98.
-Сколько пачек чая купил Волк? (9)
-Сколько граммов чая в каждой пачке? (50)
-Как узнать, сколько граммов чая во всех пачках? (50 •9)
-Рассмотрите записи, которые сделал Заяц. Что означает запись 50• 9? (5 десятков умножить на 9)
-Какой способ вычисления придумал Заяц? (5• 9) •10. Посчитайте.
Прочитайте правило в учебнике. Попробуем решить примеры в учебнике №388 с комментированием.
20•9=180
60•5=300
70•7= 49
90•8=720
6•40=240
80•4=320
80•5=400
8•30=180
-Кто не понял решение таких примеров? Нужно хорошо знать таблицу умножения.
Физминутка.
VI. Закрепление. Решение задач.
Посмотрим, как вы будете применять новые знания при решении задач.
Читаем задачу №390.
–Сколько в одной коробке фломастеров?
-Что нужно узнать?
Задача №391.Эта задача посложнее.
(Показать монеты по 50 и 10 копеек)
-По 50 копеек сколько монет? (6)
-По 10 копеек -4 монеты.
-Какой вопрос в задаче?
Выберите любую из этих задач и решите её самостоятельно.
Проверка. Почему ты выбрал эту задачу?
20•5=100
50•6+10•4=340
Можно ли вторую задачу решить выражением? Как?
VII. Решение проблемной ситуации.
А как можно решить такие примеры?
200•4
300•3
2•400
Есть ли у вас предположения?
Дети объясняют, читают правило, решают с записью эти примеры.
-Кто же научился решать примеры нового вида?
VIII. Работа над пройденным материалом.
Решение задач. Работа в группах.
1 группа.
Вычисли периметр прямоугольника.
2 группа.
Вычисли периметр прямоугольника двумя способами.
3 группа.
Солдаты проехали 5 часов в поезде, проезжая каждый час 80 км и 2 часа на машине, проезжая каждый час 60 км. Сколько километров проехали солдаты?
80•5 +60•2=520 (км)
4 группа.
В столовую привезли 5 ящиков с яблоками по20 кг в каждом и 3 ящика груш по10 кг в каждом. Сколько килограммов фруктов привезли в столовую?
20•5 +10•3=130 (кг)
Проверка работы групп.
IX. Итог урока.
Подведем итог нашего урока.
На доске:
Мне понравилось…
Я научился…
Я рад, что…
Я смог…
Мне было трудно…
X. Этап рефлексии.