Литературное чтение. С.Я. Маршак. "Двенадцать месяцев"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи урока: развивать умение рассуждать, обобщать. Работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому. Развивать и обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака; выставка книг; макет костра; иллюстрации; лента для диафильма.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Работа над выразительностью речи.

Для того чтобы вы правильно и понятно произносили звуки, подготовим язычок к работе.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно!

Дети хором.

- Мы будем разговаривать, и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всё понятно!

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку Красева и подумайте, какую картину можно представить, слушая эту музыку.

- Какие чувства на вас навеяла это музыка?

- Какую картину можно нарисовать? ( Зимний лес). Вывешиваю на доску картину зимнего леса.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( Ответы детей).

- В каком произведении С.Я. Маршака идет речь о зимнем лесе?

4. Сообщение темы и цели урока. ( Открывается запись на доске).

С. Я. Маршак « Двенадцать месяцев».

- Сегодня мы продолжим работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

5. Проверка восприятия пьесы – сказки.

- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?

- Кто оказался на поляне?

- Зачем пришла падчерица в лес?

- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?

- Кто помог падчерице?

а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр. 40.

- Как вы понимаете, что значит в заповедном лесу? ( Туда могут ходить не все люди).

- Кто же жил в этом заповедном лесу?

- Какому месяцу посвящен этот отрывок?

-Кто знает пословицу об этом месяце?

Январь году начало, а зиме середина.

б) Следующий отрывок стр. 40 прочитайте.

- Что значит позёмка? ( Низовой ветер).

- Какой месяц произносит эти слова?

- Назовите пословицу про февраль. Вьюги да метели, под февраль полетели.

15 февраля религиозный праздник « Сретенье». Весна с зимой встречается – говорят в народе.

в) Следующий отрывок стр. 42 прочитайте.

- Про какое время года говорится в этом отрывке?

- Какую характеристику дадите марту?

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. ( Н. Сладков).

г) Следующий отрывок стр. 42 прочитайте.

По капелькам льётся душистый апрель. ( А.Ахматова.)

- Какой цветок распустился?

- Для кого он распустился в этой сказке?

- Как она удивилась этому? Найдите и прочитайте словами текста.

- Какой мы видим падчерицу?

- Как она одета? Прочитайте словами текста.

- Каким трудом она занималась?

- Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вы себе её представляете?

- А кому симпатизируете? Почему?

6. Составление диафильма по рисункам детей.

- Я вас просила дома нарисовать рисунки к пьесе – сказке. Давайте составим диафильм из ваших рисунков.

На доске лента для диафильма. Ученики выходят к доске, показывают свои рисунки, читают надпись на нем и прикрепляют к ленте.

7. Физкультминутка.

Раз рука, два рука, лепим мы снеговика.
Мы сначала скатаем ком, вот такой.
А потом поменьше ком, вот такой.
А потом скатаем ком, маленький комок.
Вот и вышел снеговик – снеговичок.
Очень славный толстячок.

- Какого снеговика мы слепили? Мимика.

- Какой характер у них? Кого мы выберём?

Характеры бывают разные. Мы это видим по пьесе – сказке.

8. Постановка пьесы – сказки.

- Где могут ставить пьесы – сказки?

- Кто из вас видел представление сказок?

- А вы хотите сыграть пьесу здесь в классе?

- Закройте на минутку глаза, представьте, как происходили события у Новогоднего костра. ( В это время учитель ставит макет костра на середину класса). Представили. Выходим к костру. Ученики выходят к костру, на голове у них шляпы с названием месяцев. Падчерица с корзиной подходит к ним.

- Чтение пьесы – сказки по ролям.

9. Сравнение русской народной сказки « Двенадцать месяцев» и пьесы – сказки С.Я.Маршака.

- Как бы вы закончили эту сказку по – своему? Почему?

10. Итог урока.

- Чему учит нас пьеса – сказка С.Я.Маршака?

Мы сегодня прочитали отрывок пьесы – сказки. Если кто из вас хочет прочитать всё произведение С.Я.Маршака, то возьмите книгу с выставки и прочитайте.

11. Домашнее задание: краткий пересказ пьесы – сказки.

Выставление оценок.