Цель урока: продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи урока: развивать умение рассуждать, обобщать. Работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому. Развивать и обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака; выставка книг; макет костра; иллюстрации; лента для диафильма.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Работа над выразительностью речи.
Для того чтобы вы правильно и понятно произносили звуки, подготовим язычок к работе.
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно!
Дети хором.
- Мы будем разговаривать, и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всё понятно!
3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку Красева и подумайте, какую картину можно представить, слушая эту музыку.
- Какие чувства на вас навеяла это музыка?
- Какую картину можно нарисовать? ( Зимний лес). Вывешиваю на доску картину зимнего леса.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( Ответы детей).
- В каком произведении С.Я. Маршака идет речь о зимнем лесе?
4. Сообщение темы и цели урока. ( Открывается запись на доске).
С. Я. Маршак « Двенадцать месяцев».
- Сегодня мы продолжим работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
5. Проверка восприятия пьесы – сказки.
- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?
- Кто оказался на поляне?
- Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
- Кто помог падчерице?
а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр. 40.
- Как вы понимаете, что значит в заповедном лесу? ( Туда могут ходить не все люди).
- Кто же жил в этом заповедном лесу?
- Какому месяцу посвящен этот отрывок?
-Кто знает пословицу об этом месяце?
Январь году начало, а зиме середина.
б) Следующий отрывок стр. 40 прочитайте.
- Что значит позёмка? ( Низовой ветер).
- Какой месяц произносит эти слова?
- Назовите пословицу про февраль. Вьюги да метели, под февраль полетели.
15 февраля религиозный праздник « Сретенье». Весна с зимой встречается – говорят в народе.
в) Следующий отрывок стр. 42 прочитайте.
- Про какое время года говорится в этом отрывке?
- Какую характеристику дадите марту?
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. ( Н. Сладков).
г) Следующий отрывок стр. 42 прочитайте.
По капелькам льётся душистый апрель. ( А.Ахматова.)
- Какой цветок распустился?
- Для кого он распустился в этой сказке?
- Как она удивилась этому? Найдите и прочитайте словами текста.
- Какой мы видим падчерицу?
- Как она одета? Прочитайте словами текста.
- Каким трудом она занималась?
- Почему братья – месяцы помогли падчерице? За что? Какой вы себе её представляете?
- А кому симпатизируете? Почему?
6. Составление диафильма по рисункам детей.
- Я вас просила дома нарисовать рисунки к пьесе – сказке. Давайте составим диафильм из ваших рисунков.
На доске лента для диафильма. Ученики выходят к доске, показывают свои рисунки, читают надпись на нем и прикрепляют к ленте.
7. Физкультминутка.
Раз рука, два рука, лепим мы снеговика.
Мы сначала скатаем ком, вот такой.
А потом поменьше ком, вот такой.
А потом скатаем ком, маленький комок.
Вот и вышел снеговик – снеговичок.
Очень славный толстячок.
- Какого снеговика мы слепили? Мимика.
- Какой характер у них? Кого мы выберём?
Характеры бывают разные. Мы это видим по пьесе – сказке.
8. Постановка пьесы – сказки.
- Где могут ставить пьесы – сказки?
- Кто из вас видел представление сказок?
- А вы хотите сыграть пьесу здесь в классе?
- Закройте на минутку глаза, представьте, как происходили события у Новогоднего костра. ( В это время учитель ставит макет костра на середину класса). Представили. Выходим к костру. Ученики выходят к костру, на голове у них шляпы с названием месяцев. Падчерица с корзиной подходит к ним.
- Чтение пьесы – сказки по ролям.
9. Сравнение русской народной сказки « Двенадцать месяцев» и пьесы – сказки С.Я.Маршака.
- Как бы вы закончили эту сказку по – своему? Почему?
10. Итог урока.
- Чему учит нас пьеса – сказка С.Я.Маршака?
Мы сегодня прочитали отрывок пьесы – сказки. Если кто из вас хочет прочитать всё произведение С.Я.Маршака, то возьмите книгу с выставки и прочитайте.
11. Домашнее задание: краткий пересказ пьесы – сказки.
Выставление оценок.