Цели:
- Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
- Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
- Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
- Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
- Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
Оборудование:
- Учебник «Родная речь», часть 1.
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Свеча.
- Выставка книг Л.Н.Толстого.
- Презентация к уроку:
- Выставка детских рисунков.
- Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
- Памятки с объяснением новых слов.
- Портрет главного героя (артиллериста).
- Игра «Синонимы и антонимы».
- Видеозапись детских высказываний о писателе.
- Аудиозапись классической музыки Л.Бетховен «Адажио контабилье», Ф.Лист «Грёзы любви».
- Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мифодия.
Ход урока
I. Организационный момент.Эмоциональный настрой.(На доске изображение солнышка)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.
II. Изучение нового материала.
1. Мотивация. Постановка целей урока.
-Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, видеозапись.( видеозапись детских высказываний о писателе).
-Как вы считаете, о каком писателе шла речь? Объясните, почему?
-Почему мы решили сегодня говорить о нём?
На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.
-Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.
-Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого)
-О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)
2. Подготовка к восприятию.
-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.
3. Предварительная словарная работа.
-В этом произведении вам встретятся новые слова.
_Ребята, обратите внимание на доску.
-Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
- Задание: 1 ряд ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и палуба – зачитывают всему классу.
-Задание для остальных учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения остальных слов (фитиль, ропот). Прочитайте их самостоятельно, вслух.
4. Первичное чтение произведения учителем.
Под музыкальное сопровождение. (Л.Бетховен «Адажио контабилье».)
Пауза для эмоционального восприятия.
5. Физминутка – релаксация.(звучит музыка)
-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.
6. Сообщение темы урока.
-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении. Какие чувства вы испытали? Почему? А вам было страшно? Почему?
-А как бы вы назвали это произведение?
-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.
Открывается название рассказа на доске.
7. Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия (мультимедио).
-Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.
-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
-Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?
-Так же вы переживали или нет?
-Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.
8. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.
9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».
10. Анализ художественного произведения.
-Почему рассказ называется «Акула»?
-Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)
-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?
-Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.
-Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?
-Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.
-Посмотрите, как его изобразил художник?
На доске открывается портрет артиллериста.
-Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?
На доске появляется характеристика героя:
- сильный духом
- мудрый
- мужественный
- опытный
- находчивый
- решительный
- смелый
- бывалый
11. Игра «Подбери синонимы и антонимы»
-Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?
На доске появляются правила и задания по рядам(работа в группах):
Подобрать синонимы к данным словам:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
страх | смелый | находчивый |
Подобрать антонимы к данным словам:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
храбрый | спасти | радость |
Проверка.
12. Вывод.
-Так кто же главный герой этого рассказа?
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.-Вы согласны?
III. Итог урока.
-Что показалось вам особенно интересным?
-Кому на уроке было трудно? Почему?
-Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).
IV. Домашнее задание.
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
- придумать продолжение рассказа
- приготовить пересказ по картинкам
- нарисовать иллюстрацию
- пересказать по плану учебника
- сочинить стихотворение об акуле
V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.