Цели урока:
- Закрепить знания о правописании причастий и деепричастий.
- Развить умения находить в тексте причастия и деепричастия, видеть границы причастных и деепричастных оборотов.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Функции урока:
1. Обучающие:
- закрепить способы образования глагольных форм;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках причастий и деепричастий;
- повысить словарный запас учащихся;
- определять глагольные формы и их роль в языке, отличать их от глаголов и прилагательных.
2. Развивающие:
- развитие творческой активности;
- развитие речи учащихся;
- развивать основные мыслительные операции учащихся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, логическое и абстрактное мышление;
- способствовать дальнейшему формированию операционного компонента учебной деятельности учащихся через постановку целей и задач урока, самостоятельное выполнение заданий.
3. Воспитывающие:
- воспитание любви к русскому языку;
- повышение культуры речи;
- воспитание эстетического вкуса.
Виды деятельности учащихся на уроке.
- Написание словарного диктанта по правописанию причастий и деепричастий.
- Конструирование предложений.
- Практическое применение теоретических знаний (работа с текстом, морфемный и морфологический разбор).
- Самостоятельная работа.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач урока.
- Написание словарного диктанта.
- Конструирование.
- Работа с художественным текстом.
- Морфемный разбор.
- Морфологический разбор.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока, оценка урока учащимися и учителем.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя, пожелание успешной работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
На доске написан текст.
Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел.
Задания:
- Найдите глагольные формы и докажите, что это причастие, деепричастие.
- Что это за произведение, кто его автор? (А.П.Чехов. Каштанка).
- Прочтите строки, подобранные вами из художественной литературы, в которых встречаются причастия и деепричастия.
3. Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы займемся повторением и обобщением важной темы “Глагольные формы причастие и деепричастие”. Повторим правописание этих форм, будем конструировать предложения с обособленными членами, потренируемся в правильном использовании причастий и деепричастий в речи.
4. Написание словарного диктанта.
Комментированное письмо у доски.
Один ученик пишет, другой объясняет причину такого написания. Осуществляется проверка усвоения сразу нескольких орфограмм, формируется навык грамотного письма.
Не зная причины; негодуя; посеянный; по нехоженым тропам; расцвечены флагами; жареный гусь: не построенная, а а сломанная: в проснувшемся лесу; строящийся дом; на виднеющемся островке; вопрос не решен.
5. Конструирование.
По данной информации составьте предложение, соответствующее схеме, используя причастные и деепричастные обороты. Первая и вторая часть будут основой предложения, а из остальных нужно составить обороты.
На доске записана схема и 5 предложений. В ходе коллективной работы составляется предложение с обособленными оборотами, которое соответствует заданной схеме. Оно записывается на доске и в тетрадях.
[ – = ×,│ ~~~~│], и [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]
или
[ Подл. сказ. ×, прич. об. ], и [ подл., дееприч. об., сказ. ×, прич. об. ]
- Турист добрался до маленькой поляны.
- Ручеек бежал около деревьев.
- Поляна со всех сторон была окружена лесом.
- Ручеек затейливо извивался.
- Деревья были обнажены – осенью.
Турист добрался до маленькой поляны, со всех сторон окруженной лесом, и ручеек, затейливо извиваясь, бежал около деревьев, обнаженных осенью.
6. Работа с художественным текстом, запись под диктовку.
Однажды черный кот Степан сидел на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Маленький рыжий пес стоял рядом. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану.
(По К.Паустовскому.)
Прочтите текст со знаками препинания.
Объясните причину постановки запятой.
7. Морфемный разбор слов из текста (у доски 2 ученика, остальные работают в тетрадях) зажмурившись, заложенной.
8. Морфологический разбор слов из текста (2 ученика у доски, остальные работают в тетрадях) растопыренную, дрожа.
Различные виды разборов являются одним из видов аналитико-синтетических упражнений, позволяющих обобщить и проверить теоретические знания.
9. Самостоятельная работа.
- Преобразуйте сложные предложения в простые с обособленным определением.
1 в. Птицы, которые летят на юг, опускаются на ночлег.
2 в. Дом, который построили на берегу озера, маленький и уютный. - Замените причастный оборот деепричастным.
1 в. Щенок, испугавшийся чужой собаки, забился в конуру.
2 в. Только что проснувшийся малыш свесил босые ножки с кровати. - Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1 в. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
2 в. Войдя в лес, солнце село.
10. Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру на тему “Причастия и деепричастия. Их роль в языке”.
11. Оценка урока учащимися и учителем.
Сегодня мы обобщали наши знания о глагольных формах.
Какие виды заданий показались вам наиболее интересными и полезными для усвоения темы?
Какие правила мы сумели повторить?
(Итоговая беседа целесообразна потому, что в ее ходе удобно выделить главные моменты урока, осуществить обратную связь.)