Цели:
- Повторить правила сложения, вычитания десятичных дробей; умение читать, писать, сравнивать десятичные дроби. Подготовка к контрольной работе.
- Развитие логического мышления, памяти, речи, вычислительной культуры, познавательного интереса.
- Воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости.
Задачи:
- повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
- повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
- закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор;
Предварительная подготовка: создается презентация с помощью прикладной программы PowerPoint (Приложение); непосредственно перед уроком настраивается мультимедийный проектор.
Задания составлены, так что бы вызвать интерес у ученика. Так как если задача увлекательна, то интерес к ней, независимо от желания ученика, мобилизует его умственную энергию, облегчает запоминание. Поэтому и стараемся подбирать такие задачи, чтобы ребята хотели их решать.
Ход урока
Организационный момент
– Здравствуйте! Присаживайтесь!
Постановка цели урока
– Что мы изучали на предыдущих уроках?
(Ответы обучающихся)
– Сегодня мы будем решать примеры на совместные действия сложения и вычитания десятичных дробей. Записываем тему урока “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Слайд 1. Приложение (Сообщение темы урока) Сложение и вычитание десятичных дробей.
Устный счет проводится по слайдам Обучающиеся отвечают с места.
Задание 1 (Слайд 2)
Дана дробь 0,45.
Дополните до 1.
Больше или меньше 0,5.
Представьте в виде суммы, разности двух чисел.
Запишите обыкновенной дробью.
Задание 2. Слайд 3
Сравните числа . Задание проверяется на интерактивной доске (ученик вставляет пропущенный знак)
4,3”” и 4,7”””
””,412 и “,9”
”,””” и ””,””
Задание 3. Некоторое число удовлетворяет одновременно трем неравенствам. Найдите это число. (Слайд 4, 5)
а) 3,5 < x < 4,1 б) 2,11 < x < 2,5 |
3,7 < x < 4,0 2,4 < x< 2,72 |
3,6 < x < 3,9 2,39 < x < 2,42 |
Ученики отвечают. Хорошо с заданием справились.
Теперь мы с Вами вспомним, как записываются десятичные дроби, используя интересные факты о животных:
– Вес страусиного яйца может достигать 1,5 кг.
– Ленивцы проводят 0,75 лет своей жизни во сне.
– Температура крови у рыб Антарктиды может достигать -1,7 градусов Цельсия.
– Масса головного мозга слона составляет примерно 0,27 от массы его тела.
– Скорость передвижения улитки – около 0,015 мм/сек.
– На Урале обитает бурый медведь. Внешний облик медведя знают все – это одно из самых крупных животных фауны: вес медведей достигает 0,32–0,48 т
Переходим к решению примеров письменно в тетрадях, с самопроверкой по слайдам:
(В начале урока ученикам раздается лист самоконтроля, в котором они отмечают количество правильных и неправильных решенных заданий)
Слайд 6 (Ученики выходят к доске исправляют ошибки и проговаривают правила сложения десятичных дробей)
Исправь ошибку:
24,95 + 4,5 = 294,5
0,613 + 32,7 = 3,3313
7,891 + 3,9 = 117,91
76,38 + 9,62 = 86,00
Слайд 7. Реши примеры самостоятельно, с последующей проверкой. На интерактивной доске ученик маркером проставляет ответы. Класс в это время проверяет у себя в тетрадях.
2,1 + 1,36 7,3 + 0,668 0,55 + 0,668 13+ 19,3 |
1,27 + 24,3 63,5 + 0,635 |
Слайд 8. Решите задачу. Обучающиеся выходят к доске и обводят на интерактивной доске правильный ответ. Таким образом, задача решается несколькими учениками.
В нашей стране водится много бобров. Бобр крупный грызун, ведет полуводный образ жизни. Найдите длину бобра в дециметрах. Поможет в этом Вам удивительный квадрат.
Чтобы ответить на вопрос задачи выполните задания
- Из первой строки выберите наименьшее число.
- Из второй строки выберите наибольшее число.
- Из третьей строки не наименьшее не наибольшее число
- Найдите сумму этих чисел.
- это и получится ответ задачи.
А сейчас проверим какие вы составили дома задачи о животных, используя десятичные дроби? Ученики приводят свои задачи и понравившиеся им решаем вместе. (Решаем 3 задачи)
Слайд 9 (Данное задание каждый ученик выполняет самостоятельно, с последующей проверкой у доски)
Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы равенства были верными (выберите их из списка 6,2 5 3,1 0,3)
4,2 – ? = 3,9
? – ? = 3,1
? – 2,7 = 2,3
Слайд 10. Переходим к выполнению задания на составление верного числового выражения. Из предложенных чисел 0,8 1,6 2,9 3,7 составьте выражение, которое удовлетворяет условию разность двух из них равна одному из оставшихся чисел.
Слайд 11. Приложение Теперь посмотрим, кто вперед поднимется по лесенке? Перед вами лесенка составленная из примеров. Над каждой лесенке впишите правильный ответ. Кто выполняет первым задание выходит к доске.
5 + 0,985 12,1 – 0,44 0,378 + 22 |
413,1 – 131,8 7,5 + 3,15 33,4 – 1,184 |
– Молодцы! Мы повторили сложение и вычитание десятичных дробей.
Рефлексия
– На уроке вы все хорошо работали. Помогите мне проверить вас и поставить вам хорошую оценку в журнал. Для этого выполним диагностический тест. Слайд 12, 13,14
- Выберите верную запись сложения чисел 5,41 и 32,6 в столбик
- При сложении 3,571 и 4,429 получили 8 ?
- Сумма чисел 1,13 и 2,3 равна …
- Если а = 1,09, то значение выражения 12,37 + а равна
- При уменьшении числа 43,7 на 8,73 получили..
- Корень уравнения у + 0,83 = 1,1 равен ..
– Поменяйтесь работами.
– Проверьте, ставя + или –. Посчитайте количество плюсов и минусов.
– Поставьте оценку и распишитесь. Поменяйтесь обратно работами. Поднимите руки у кого пять. Молодцы. Поднимите – у кого четыре. Хорошо. А остальным нужно еще дома поработать. Сдайте листы самоконтроля.
Домашнее задание: Найдите из книги рекордов Гиннеса данные, выраженные десятичными дробями. Расположите дроби в порядке возрастания
– Спасибо за урок. Урок окончен.