Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;
  • учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • карточка № 1 с кроссвордами (у каждого ученика),
  • карточка № 2 с географическими названиями,
  • учебник “Русский язык. 2 класс. 2 часть” Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова

Ход урока

1. Организационный момент. Приложение Слайд 1.

Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал: “Начнем урок!”

– Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд 2.

– Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

2. Проверка домашнего задания.

Стр. 21, упр. 34.

– Какие предложения вы составили?

– Как написали клички животных?

3. Чистописание.

– Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд 3.

РРР Ро Ре Рье

Россия – моя

– Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] )

– В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье)

– Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости).

– В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)?

– Прокомментируйте написание буквы. (Ставлю ручку на1/3 сверху в дополнительной строке, пишу наклонную до нижней линии рабочей строки. Выписываю клюшку. Ставлю ручку на 1/3 снизу в дополнительной строке, выписываю двойную клюшку). Дети пишут букву.

– Можно ли сказать, что на второй строке записано предложение? (Это не предложение, так мысль не закончена).

– Спишите начало предложения (Россия – моя)

– Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.

4. Словарная работа. Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. А что это за слово, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Слайд 4.

Учащиеся записывают словарные слова с комментированием на карточке № 1.

1) Крупный населенный пункт, где есть заводы, фабрики. (Город) Слайд 5.

2) Главный город каждой страны (Столица) Слайд 6.

3) Населенный пункт, где люди занимаются сельским хозяйством (Деревня) Слайд 7.

4) Страна, в которой мы живем. (Россия) Слайд 8.

5)

(Народ) Слайд 9.

6) Столица нашей родины. (Москва) Слайд 10.

– Какое слово в выделенном столбике? (Родина)

– Определите “опасное” место. (Родина: ударная гласная “о” в первом слоге. Значит во втором слоге “опасное” место: безударная “и”. Ее нужно запомнить.)

– Посмотрим в словаре С. И. Ожегова его значение:

а) Отечество, родная страна”
б) Место рождения, происхождения кого-нибудь

– Найдите дома пословицы и поговорки о Родине, запомните их.

– Допишите предложение, укажите орфограммы: Слайд 11.

4. Сообщение темы урока.

– Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города)

– Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)

– Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.

– Тема нашего урока: “Имена собственные. Написание названий стран, городов, деревень, улиц, рек”

5. Формирование новых знаний.

“Открытие” новых знаний:

– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга)

– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные).

– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?

(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).

Патриотическая минутка

– Мы с вами живем в замечательной стране, которая зовется… (Россия) Слайд 12.

(Подготовленный ребенок читает стихотворение)

За ясные зори, умытые росами.
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…Россия…Раздолье…Равнины…

– Выполним работу в карточке №2. Слайд 13.

– Допишите название страны в карточке (страна Россия). Слайд 14.

– Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны это город… (Москва).

(Работа по карточке столица Москва) Слайд 15.

– Но у каждого из нас есть еще и малая Родина. Как она называется? (Краснодарский край или Кубань?)

(Работа по карточке Я живу в Краснодарском крае) Слайд 16.

Слайд 17. – Что обозначает эта надпись? (Название нашей станицы)

– Где мы можем увидеть это название? (На карте Тихорецкого района, на въезде в станицу) Слайд 18.

Обратите внимание: название нашей станицы состоит из двух частей, между ними стоит тире. Каждая часть пишется с большой буквы. (Запись в карточке № 2: станица _Юго-Северная ) Слайд 19.

– Я думаю, что когда вы вырастите, получите профессию, вы будете делать все для того, чтобы наша страна и наша малая Родина становились еще краше.

(Подготовленный ученик читает стихотворение) Слайд 20.

Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.

6. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “раз”,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде “два”.

7. Упражнение в написании географических названий.

а) работа с деформированным предложением: реки, на, стоит, берегу, город Слайд 21.

– Составьте предложение из этих слов (На берегу реки стоит город) Слайд 22.

– Дополним это предложение именами собственными: на берегу какой реки расположен город Краснодар

На берегу реки Кубань стоит город Краснодар. Слайд 23.

– Запишем это предложение с комментированием.

б) Списывание предложения со вставкой пропущенных букв:

Слайд 25.

– Послушайте отрывок из стихотворения, которое написала жительница нашей станицы Анна Тятько. (Читает учитель)

Вдалеке от пустой суеты
К тихой речке прижалась станица.
Плачут ивы у синей воды
И в полях колосится пшеница.

Стройно тянутся ввысь тополя
Речка рябью блестящей искрится
Золотистые зреют поля
И родник предлагает напиться.

– Какая река протекает вдоль нашей станицы? (Река Платава) Слайд 25.

– Запишите предложение о реке, объясняя орфограммы: Тихо журчит в*да (в) р*ке (П/п)латаве. Слайд 26.

– Проверьте свою работу. – Найдите основу предложения. (В предложении говорится о воде. Что? – вода. Это – подлежащее. Вода что делает? журчит. Это – сказуемое.) . Слайд 27.

8. Итог урока

– Какие новые знания вы положили сегодня в свой сундучок?

Игра “Самый внимательный”

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный.

– Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
– Названия животных пишутся с большой буквы.
– Клички животных пишутся с маленькой буквы.
– Географические названия пишутся с большой буквы.
– Я называю имена собственные:
Дима, котенок, дядя, Аня, собака, Тихорецк, река.

– Как нужно писать имена собственные?

Дети читают стихотворение.

Имена: Андрей, Иван,
Саша, Коля и Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров,
Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань,
Тула, Краснодар, Рязань.
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишутся с буквы большой.

Вы сегодня все хорошо работали. Слайд 28.

Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!”

9. Домашнее задание (работа по карточкам) . Слайд 29.

Написать свой адрес в мире.

Куда:

страна _______________
край _______________
район _______________
станица _______________
улица _______________

Кому:

фамилия _______________
имя _______________
отчество _______________