Конспект урока по окружающему миру "Дорожные знаки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • знакомство с дорожными знаками и их классификацией;
  • вспомнить правила безопасности и поведения на улицах города.

Воспитательные:

  • воспитать чувство бережного отношения к своему здоровью;
  • воспитать умение работать в парах, в группах и индивидуально;
  • воспитывать интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать грамотную речь;
  • развивать память, внимание и мелкую моторику;
  • развивать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • Для учителя: иллюстрации, аудио– и видеозаписи, конспект урока.
  • Для учащихся: тетради, изображения дорожных знаков, индивидуальный раздаточный материал.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового материала, осмысливание отношений в изучаемом.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Методы:

– работа с учебником;
– взаимопроверка выполнения письменного задания (кодоскоп);
– беседа;
– применение предметной и картинной наглядности;
– словесные;
– ролевая игра;
– беседа учащихся друг с другом;
– фронтальная беседа;
– наблюдение;
– самостоятельная работа по группам.

Формы организации познавательной деятельности:

– фронтальная;
– групповая;
– парная.

Этапы урока Содержание Примечания
1.

2.

А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)

 

 

 


В)

 

 

 

 

 


3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.

А)

 

 

 

 

 


Б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В)

 

 

 

 

 

 

 

 


Г)


5.

А)

 

 

 


Б)

 


6.

Организационный момент.

Повторение.

– В начале урока давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. В качестве разминки мы поиграем с вами в игру “Доскажи словечко”. Второе название этой игре можно дать “Запрещается-разрешается”, потому что именно эти слова вы будете договаривать, а сигнальными карточками показывать: запрещается – красный цвет, разрешается – зеленый.

И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи всегда вперед.
Ехать без билета
Запрещается!
Уступать старушке место
Разрешается!
Если ты гуляешь просто, Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи!
Переход при красном цвете
Запрещается!
При зеленом даже детям
Разрешается!


– Когда мы идем по улицам, мы – кто?..

А когда садимся в транспорт, мы – кто?.. Действительно, чаще всего мы выступаем в этих ролях. Что же нужно знать, чтобы путь был счастливым? На какой свет нужно переходить дорогу? А на какой нельзя? Допустим такую ситуацию. Ты начал переходить дорогу на зеленый свет, но в середине дороги зажегся желтый. Что ты будешь делать? А как нужно переходить дорогу, выйдя из автобуса? В каких местах опасно переходить дорогу и почему?

– В наших тетрадках на странице 7 выполните 3 упражнение и обменяйтесь тетрадками.

– Если задание выполнено правильно – поставьте “+”, если есть ошибки и “+”, и “-“.

– Кто из учеников, спешащих в школу, был внимателен. А какую ошибку допустили другие?

 

 

 


Введение в тему.

– К сожалению, и пешеходы, и водители не всегда верно ведут себя на улицах города. А вот какая история случилась с одним Москвичком.

Жил-был автомобиль Москвичок. Вот он. Малыш Москвичок умел ездить и поворачивать, но совсем-совсем не знал правил дорожного движения. Однажды Москвичок решил отправиться в далекое путешествие.

Москвичок:

Все улицы-дорожки
Пройду за полчаса,
Куда качу я смело,
Кому какое дело!
А что это за птица
Смешной дорожный знак?

Знак “Въезд запрещен”:

Всем, кому даны колеса,
Передай ты наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу вам укажем,
Уважайте каждый знак!

Москвичок:

 Не ждите вы бульвары,
Чтоб я затормозил.
Подвиньтесь, тротуары,
С дороги магазин!

– Какое несчастье произошло с Москвичком? Почему это случилось? Кто его предупреждал об опасности? Откуда же к нам пришли дорожные знаки? Об этом нам расскажет наш гость. А кто он, вы узнаете, отгадав загадку:

Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы следим за ним.

Изучение нового материала.

– Здравствуйте, ребята! Молодцы, узнали меня! Сегодня я вам расскажу о дорожных знаках. Появились они очень давно, когда наши предки ездили на лошадях и ходили пешком. На перекрестках они ставили столбы и камни с надписями, куда ведет “путь-дорожка”. Да и в сказках не мало об этом сказано. Потом ставить стали полосатые столбы с указанием расстояний. Почему именно полосатые?.. Да, правильно, потому что полосатость видна издалека. Вот и сегодня у инспекторов ГИБДД палочка тоже полосатая. Но вернемся на 100 лет назад. Именно тогда стали появляться машины, которые ездили быстрее лошадей и повозок. А с каждым годом машин становилось все больше и больше. Тогда собрались представители разных стран на международный конгресс и придумали они и меня, и моих коллег – дорожных знаков. И теперь во всех странах одинаковые дорожные знаки. Почему так удобно?.. Да, это удобно для путешественников. Даже не зная языка чужой страны, можно “прочитать дорогу”. А мы сейчас с вами потанцуем под веселую песенку.

Физкультминутка.

– Ну, я у вас загостился. Со мной вы уже знакомы. Я прощаюсь с вами и уступаю место дорожным знакам.

* В треугольнике шагаю,
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода,
Берегите пешехода.
* Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда – то.
Мой приятель говорит:
“Это значит путь закрыт.
Там спортсмены впереди
С номерами на груди.
На дороге – эстафета:
Надо ж детям бегать где-то”
Но боюсь, однако,
Смысл другой у знака.
* Замечательный знак –
Восклицательный знак!
Значит, можно здесь кричать,
Петь, шуметь, озорничать!
Если бегать – босиком!
Если ехать – с ветерком!
Отвечаю я вам строго:
– Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
* Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко.
Что здесь, свалка кирпича?
* Я в кругу с ободом красным,
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
* Только я для пешехода
Знак на месте перехода.
В голубом иду квадрате –
Переходоуказатель.
* Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо.
* Если доктор нужен Вале,
Позвонить придется маме.
По пути связаться с другом –
Телефон к твоим услугам.
* Валя с Катенькой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
– Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко! Доктор рядом!
* В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вздуматься немножко –
Пешеходная дорожка.

– Обратите внимание, что все дорожные знаки разные. А чем они отличаются? Давайте распределим их на группы.

– К первой группе отнесем знаки предупреждающие. Прочитайте в учебнике на стр. 14, для чего служат такие знаки… Почему эта группа так называется.? Кому нужно знать эти знаки? Назовите все предупреждающие знаки.

– Следующая группа – запрещающие. Почему такое название она носит? Прочитайте про запрещающие знаки в учебнике…Кому такие знаки помогают: водителю или пешеходу? Какие еще запрещающие знаки есть в учебнике?

– Следующая группа знаков – предписывающие. Прочитайте про эти знаки в учебнике. Какой из представленных знаков подходит к этой группе?

– Четвертая группа знаков – информационно-указательные. Чем могут помочь эти знаки? Как называется каждый знак?

– Последняя пятая группа – знаки сервиса. Что обозначает каждый из них можно догадаться по рисунку.

– Но давайте с вами посмотрим на некоторые знаки: на всех них шагает человек. Как же понять, где такие знаки стоят и почему именно там. Ответит на этот вопрос учебник (стр. 16).

Первичное закрепление нового материала.

Игра “Расставь знаки на дороге”.

– Давайте разделимся на группы. У каждой группы будет листок с изображением дороги и конверт с дорожными знаками. Каждой группе нужно расставить 5 дорожных знаков в нужных местах на обочинах дороги.

– Представитель каждой группы приглашается к доске. Почему вы поставили знаки именно так?

– Вы все хорошо поработали на уроке. Но сейчас вас ждет последнее задание. Герои мультфильма “Опасная шалость” поступали не всегда правильно. А кто, как и почему вы узнаете, просмотрев его.

– Кто из героев мультфильма нарушил правила и какие? Кто был виноват в произошедшем? Что вас поразило больше всего?

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Учащиеся договаривают слова и сигнализируют карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фронтальная работа с учащимися.

 

 

 


Учащиеся в парах выполняют задание в тетради. (Музыка)

Взаимопроверка.

Ответы учащихся:

1 – Переходит улицу перед близко идущим транспортом;
2 – шел вне группы;
3 – переходит улицу в неположенном месте.

Инсценировка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся читает загадку, остальные отгадывают.

 

Рассказ Светофора.

Беседа Светофора с учащимися.

 

 

 

 

Учащиеся у доски читают стихи о знаках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вывешенные дорожные знаки делятся на группы.

Работа с учебником. К каждой группе на доске прикрепляется их названия.

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Деление учащихся на группы.

 

Учащиеся у доски объясняют свой выбор.

Просмотр мультфильма.

Обсуждение мультфильма.