Сегодня будущее нашей страны неразрывно связано с возрастающим потоком информации: по словам ученых, объем научной информации удваивается каждые десять лет. В Концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В условиях модернизации образования основная задача школы - формирование у школьников в процессе обучения творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим, проблема развития творческого мышления рассматривается по следующим направлениям.
1. Модернизация школьных программ.
Одна из основных целей личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы это развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Программы, основанные на личностно-ориентированном обучении, отвечают требованиям Федерального базисного плана и Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004). В последнее время интерес приобретает УМК «Перспективная начальная школа», результат многолетней работы ученых, психологов, учителей. Руководитель проекта профессор Р.Г.Чуракова. Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1-4 классов, основана на лучших результатах комплектов Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, «Школа ХХI века» под редакцией академика Н.Ф.Виноградовой, комплекта «Гармония».
Основу проекта «Перспективная начальная школа» составляют научные идеи развивающего обучения Л.В.Занкова, основные принципы которых следующие:1) построение обучения на высоком уровне трудности. Только такое обучение, указывает Л.В.Занков , которое дает пищу для напряженной умственной работы, может содействовать быстрому и интенсивному развитию учащихся; 2) прохождение материала быстрым темпом (в разумных пределах); 3) резкое повышения удельного веса познавательной стороны обучения, теоретических знаний [2].
Обучение по УМК «Перспективная начальная школа» формирует познавательные интересы школьников, повышается мотивация учащихся. Это доказывают результаты диагностики, по изучению мотивации учащихся 1-2 классов. Основными методами исследования являлись письменный опрос и наблюдение. В итоге были получены следующие результаты. Уже к концу второго класса увеличивается внутренняя мотивация к учению. Учащиеся понимают, что они учатся для того, «чтобы больше знать», «хорошо работать». Если в первом классе внутренние мотивы составляют 26%, от общего числа ответов, то во 2 классе они составили 43,2%, что свидетельствует о динамики мотивации. Творческое мышление напрямую зависит от мотивации, потому что его развитие происходит только в том случае, если в его основе лежит мотивация (интерес), и она сопровождается положительными эмоциями. Комплект «Перспективная начальная школа» создает условия обучения, в которых учитываются индивидуальные особенности ребенка, повышается мотивация учащихся, развивается их творческое мышление.
2. Применение инновационных технологий в учебном процессе.
Необходимым условием развития творческого мышления является использование в процессе обучения инновационных технологий. Основой обучения в этом случае должно стать не просто восприятие информации, предложенной учителем, а способность ребенка мыслить самостоятельно, творчески, активно участвовать ему в самом процессе обучения. Еще Л.С.Выготский выдвинул положение о том, что обучение должно ориентироваться не на уже достигнутый уровень развития, а забегать вперед, т.е. обучение идет впереди развития в «зоне ближайшего развития». Выготский подчеркивал, что то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно, то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Следовательно, в содержании каждого учебного предмета кроме стандартных заданий есть такие, которые помогают учащимся самостоятельно добывать знания, мыслить творчески. Используя технологию проблемного обучения, учитель развивает у учащихся творческое мышление и умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Психолого-педагогические основы проблемного обучения изучены достаточно, но, тем не менее, продолжают оставаться предметом многих исследований. С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель создает проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, через самостоятельную поисковую деятельность. (А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер) В своих исследованиях В.Оконь описывает преимущества проблемного обучения:
- Новую информацию учащиеся получают в ходе решения практических и теоретических заданий.
- В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
- Повышенная активность способствует положительной мотивации.
- Результаты обучения относительно высокие, учащиеся легче применяют свои знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности[3].
Основное в проблемном обучении - создание проблемной ситуации. Поэтому на уроках важно создавать проблемные ситуации, когда ученик вынужден самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, предложенный учителем.
Не всякий вопрос можно считать проблемным. Например «Когда и где родился А.С.Пушкин?» или «Сколько жителей в Ростове?» на эти и подобные вопросы ответ можно получить из справочников, без участия мыслительного процесса. Проблемная ситуация возникает тогда, когда нужно решить определенную задачу, а имеющийся опыт школьника не подсказывает ее решения.
Фрагмент урока в 4 классе по теме «Когда время работы одинаково» показывает, как можно создать на уроке математики проблемную ситуацию.
- Какие величины вы используете при решении задач на движение? (Скорость, время, расстояние)
- Что такое скорость? (Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.)
- Как найти скорость, если известны время и расстояние? (Расстояние разделить на время.)
- Как найти расстояние? (Скорость умножить на время.)
- Что такое производительность труда? (Производительность труда – это способность выпускать определенное количество продукции за единицу времени.)
- Как найти производительность? (Объем работы разделить на время.)
- Как найти объем? (Производительность умножить на время.)
- Во сколько раз увеличится длина пройденного пути, если в течение того же времени он будет ехать со скоростью в 2 раза больше? (Увеличится в 2 раза.)
- Во сколько раз увеличивается длина пройденного пути, если в течение того же времени скорость увеличивается в несколько раз? (Длина пройденного пути, в течение того же времени, увеличивается во столько раз, во сколько раз увеличивается скорость.)
- А что произойдет с объемом, если в течение того же времени производительность труда увеличится в несколько раз?
К проблемным ситуациям относятся задания, которые требуют от учащихся развития мышления.
- Задачи с недостающими данными. При решении таких задач необходимо подумать, что необходимо добавить в условие, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.
- Задачи с лишними данными. Ученики должны выбрать нужные и исключить лишние данные.
- Задачи, в которых нет вопроса. Школьники сами формулируют вопросы и находят решение.
- Задачи с несколькими решениями. При решении таких задач, ученики находят разные способы решения и определяют какой из них наиболее эффективный. Такие задания учат детей мыслить самостоятельно и творчески подходить к решению заданий. Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками истин, представляющими для них определенную значимость, называют исследовательским [4].
В отличие от ученых-исследователей ученики делают открытия, которые не являются новыми для науки, но зато в процессе деятельности они учатся творчески мыслить, повышается мотивация к обучению, лучше усваивается программный материал. К основным навыкам и умениям, необходимых в решении исследовательских задач можно отнести такие как, умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, анализировать и обобщать полученный материал, делать выводы и заключения. Исследовательский метод не является основным методом обучения в школе, т.к. для некоторых учащихся он является трудным и требует много времени, но в отношении развития творческого мышления этот метод наиболее эффективен.
3. Создание условий, способствующих развитию творческого мышления.
Одна из важнейших задач школы - создание условий, которые бы обеспечивали максимальное развитие личности, ее творческое мышление. Выполнить эту задачу могут различные формы дифференцированного обучения. Большие возможности для развития способностей представляют классы с углубленным изучением отдельных предметов, кружки, факультативы, научные общества. Исследование дифференцированного обучения (М.А. Мельников, Д.А.Эпштейн) доказало, что оно позволяет дать учащимся обязательный объем знаний, расширить и углубить их в разнообразных областях. Дифференциация помогает развитию индивидуальных склонностей, интересов и способностей учащихся. Гуманистическая парадигма образования направлена на поддержку индивидуального развития ребенка, который должен реализовать свои возможности. Учитель становится наставником, организатором сотрудничества в учебном процессе, построенном на взаимопонимании. Современные программы и новые технологии требуют от учителя высокого педагогического мастерства. Задача учителя – пробудить интерес, учащихся, организовать совместную познавательную деятельность, создать условия для эффективного развития человека будущего и его творческого мышления.
Используемая литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.
- Л.В.Занков. О начальном обучении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., «Просвещение», 1990
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.