Игра "Умники и умницы" в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Цели: формировать умение решать задачи на смекалку, закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, расширить и углубить знания, полученные на уроках окружающего мира, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

Форма: интеллектуальная викторина.

Методы: коллективная творческая деятельность.

Оборудование: карточки с заданиями разных цветов: красного – с заданиями по математике; желтого – по русскому языку; зеленого – по чтению; синего – по окружающему миру; оранжевого – из области искусства; белого – общие знания; кубик, грани которого окрашены в те же цвета.

 

Ход мероприятия

Ученики поделились на команды, выбрали название. Капитан 1 команды выходит к столу ведущего. На столе разложены карточки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и грань кубика. Читает задание. Члены команды думают и отвечают. Если ответ полный и правильный, ведущий оценивает его и записывает результат. Если неверный, то право ответа переходит другой команде.

Окружающий мир.

  • Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (спереди)
  • Какой орган человека называют «мотор»? (сердце)
  • Дерево медонос – это…(липа)
  • Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходят спереди или сзади? (сзади)
  • Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  • С прилетом каких птиц считают, что пришла весна? (грачи)
  • Какие цветные моря вы знаете? (Черное, Красное, Желтое, Мраморное, Белое)
  • Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
  • Растет ли дерево зимой? (нет, оно замирает)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
  • Какое вещество на нашей планете существуют в трех состояниях? (вода)
  • Как называется месяц весенних первоцветов? (апрель)
  • Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
  • Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
  • С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас)
  • Какой орган человека называют командным пунктом? (мозг)

Искусство.

  • Что такое вернисаж? (выставка картин)
  • В какой стране и в каком городе нас встречает знаменитая героиня сказки? (Русалочка, Копенгаген, Дания)
  • В каком городе жил великий композитор Иоганн Штраус? (Вена, Австрия)
  • Какая башня называется «падающая»? (Пизанская)
  • Что такое палитра? (доска для смешивания красок)
  • Что такое Колизей? (сооружение в центре Рима, он был построен почти 2000 лет назад. В центре его располагалась арена, вокруг которой были ряды для зрителей)
  • Что такое пейзаж? (картина, изображающая природу)
  • Назовите композиторов.
  • Как называется художник, изображающий животных? (анималист)
  • Где находится музей одного-единственного корабля «Васа»? (Стокгольм, Швеция)
  • Как расположены улицы в городе Кострома? (в виде веера)
  • В каком городе расположен музей И.И. Левитана? (Плес)
  • Что такое финифть и в каком городе ее делают? (В Ростове, это очень красивые украшения с эмалью – броши, браслеты, серьги)
  • В каком городе находится собор, которые строили 600 лет? (Кельн, Германия)
  • Какое грандиозное сооружение находится в Египте? (пирамиды)
  • Какое сооружение находится в Афинах? (Парфенон – храм, построенный в честь богини Афины)

Русский язык.

  • Объясните, как понимаете выражение: «язык заплетается».
  • Слово «пятачок» имеет несколько значений. Назовите их.
  • Что может убежать?
  • Слово «ножка» имеет несколько значений. Назовите их.
  • Объясните, как понимаете выражение: «яблоку негде упасть».
  • Какой пословицей можно выразить смысл следующего предложения: не болтай. (держи язык за зубами)
  • Объясните, как понимаете выражение: «висеть на телефоне».
  • Найдите слово, которое спряталось в слове мрак.
  • Закончите поговорку: век живи - … (век учись)
  • Объясните, как понимаете выражение: «только пятки сверкают».
  • Найдите слово, которое спряталось в слове катер.
  • Закончите поговорку: что написано пером… (не вырубишь топором)
  • Какое слово лишнее: радостный, веселый, хмурый?
  • Как пишется слово в(и,е)н(е,и)грет? (винегрет)
  • Назовите пословицу о книге.
  • Какой звук не могли выговорить герои рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»? (Ш)

Математика.

  • Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?
  • Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего? (трое)
  • Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (через 72 часа, т.е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды не будет)
  • Мы часто пользуемся словом километр. Метр в переводе с французского означает мера. Что означает в переводе с французского слово кило? (тысяча)
  • Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (ровно 30 лет и 3 года)
  • Дети шли в столовую парами. Юра посчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько всего детей шло в столовую? (14)
  • У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
  • Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки? (5)
  • Два мальчика нашли во дворе 100 рублей. Сколько денег найдут 5 таких же мальчиков? (100)
  • Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно 1ч 20 минут. Почему? (80 минут=1ч20мин)
  • Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (угол)
  • Простой инструмент для проведения прямой линии. (линейка)
  • Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (в машине)
  • По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2)
  • В строю 15 учеников. Сколько учеников стоят между третьим и двенадцатым? (8)
  • Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

Чтение.

  • Как называется литература о будущем? (фантастика)
  • Как Элли попала в волшебную страну? (ее унесло ураганом)
  • Колдунья из сказки Андерсена «Огниво». (ведьма)
  • Предмет, которым уколола палец принцесса из сказки Ш. Перро «Спящая красавица»? (веретено)
  • Слово, которое старался сложить из льдинок Кай в сказке Андерсена «Снежная королева»? (вечность)
  • Прозвище, которое дала молодому королю высокомерная и насмешливая принцесса из сказки братьев Гримм. (Дроздобород)
  • Имя одной из сестер героини сказки Перро «Золушка». (Жавотта)
  • Место, где держала зверей маленькая разбойница из сказки Андерсена «Снежная королева». (зверинец)
  • Имя красавицы – невесты юноши Йорингеля, превращенной колдуньей в соловья в сказке братьев Гримм. (Йоринда)
  • Фамилия, которую придумал хозяину герой сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (Карабас)
  • Документ, который потребовала водяная крыса у героя сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». (паспорт)
  • Пуховики, на которых спала героиня сказки Андерсена «Принцесса на горошине». (перина)
  • Лакомство из слив, купленное у торговки Гансом из сказки братьев Гримм «Храбрый портной». (варенье)
  • Имя сестры одиннадцати принцев, превращенных злой королевой в птиц в сказке Андерсена «Дикие лебеди». (Элиза)
  • В кого превращались одиннадцать принцев из сказки Андерсена. (в лебедей)
  • Кто привел Герду к принцу и принцессе? (Ворон)

Общие знания.

  • Женское платье без рукавов. (сарафан)
  • Родина первых Олимпийских игр. (Древняя Греция)
  • Люди, которые ложатся спать поздно ночью. (совы)
  • Герой русских народных кукольных представлений. (Петрушка)
  • Место представлений в цирке. (арена)
  • Одноклеточные грибки, используемые для выпечки хлеба. (дрожжи)
  • Спрятанные в землю сокровища. (клад)
  • Плод тропической пальмы. (кокос)
  • Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
  • Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (запасное)
  • Перерыв между актами спектакля, отделениями концерта. (антракт)
  • Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Италии)
  • Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение. (зеркало)
  • Место для оркестра в театре. (оркестровая яма)
  • Чувство меры, умение вести себя в обществе. (такт)
  • Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Литература:

  1. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Гайдина Л.И. Внеклассные мероприятия: 3 класс. – М., 2007.
  2. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия: 2 класс. – М., 2007.
  3. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С. Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. – М.,2004.