Цель: Повторить изученное и подготовиться к контрольному диктанту; научить монологическому высказыванию, умению формулировать выводы; расширить кругозор и лексический запас слов учащихся; познакомить с творчеством поэтов о творчестве и сравнить поэтический стиль каждого из авторов; вспомнить литературные приёмы (термины); попытаться проанализировать художественный текст; закрепить понятие “звукопись”.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Словарь: никогда, известный, устный, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, футбол, хоккей, прекрасный, предъюбилейный, птичьи, из-за туч, из-под стола, справа, налево, внизу, вверху, слышит, видит, грач, рожь, вдвоём.
2. Повторение изученного:
а) на доске написаны корни слов, надо подобрать однокоренные слова к омонимичным корням и объяснить разницу в лексическом значении и написании: свящ, свят, свет. Составить словосочетания (ученик работает у доски);
б) весь класс списывает с доски и подбирает однокоренные слова: вина, орфография, орфограмма, сочинить (чин - порядок), печаль, объём;
в) на доске индивидуальные задания: анализ поэтического текста №1.
Текст №1
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели2. (разобрать по составу)
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она4. (сделать синтаксический разбор предложения)Н.Некрасов
Задания: как вы понимаете значения слов “обнажился”, “наводит”?
Как вы думаете, какая это лексика, разговорная или высокая? Какими словами автор передаёт настроение грусти, тоски?
Какова роль прилагательных, глаголов в стихотворении?
Проверка слов с трудными орфограммами.
Какое правило вы применяли, когда подбирали проверочные слова? (безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные). Кто ещё из известных поэтов писал об осени?
А это чьи стихи? (Стихотворении написано на доске).
Текст №2
Унылая1 пора, очей очарованье2 .
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье –
В багрец и золото одетые леса.
Знакомство с тропами. Повторение сведений об известных литературных приёмах. Какой приём использует автор, что бы показать красоту осени? (антитезу)
Что значит приставка анти? (против)
Как вы понимаете последнюю строку “пышное увяданье”? Сопоставимы ли эти
слова?
Это оксюморон. Читаем на обратной стороне доски запись:
Оксюморон – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.
Метафора – скрытое сравнение. Какую метафору мы можем выделить в стихотворении? (в багрец и золото).
Антитеза – противопоставление предметов, явлений, свойств.
Эпитет – образное определение, употребляется с определяемым словом, на которое предмет переносит своё значение. Какую роль они играют?
Какой эпитет использует автор? (прощальная)
Чьё стихотворение вам больше понравилось? Почему? Обоснуйте.
Класс проверяет грамматические задания. Опустели - по составу, сжата - транскрипция.
Назвать тропы в первом стихотворении. Сколько звуков и букв с слове «унылая»? Почему? На доске еще раз читаем запись: тропы- образные обороты речи.
Какие орфограммы вы встретили в стихотворении А.С. Пушкина (безударные гласные, правописание приставок).
Чтение и анализ стихотворения В.Брюсова:
Текст №3
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром
Кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром
Сухие листья,
Кружась, что шепчут,
Что говорят?
Какую роль играют повторы слов в стихотворении ( подчеркивают увядание природы)? Сравните стихотворение с предыдущими, какое вам больше понравилось? Почему?
Какими человеческими качествами наделены листья ( шепчут, говорят)? Это тоже прием художественного изображения- наделение неодушевленных предметов человеческими способностями. Называется он олицетворение.
В этом стихотворении есть знакомый вам прием звукописи. Какие свистящие и шипящие звуки вы можете в нем выделить? (ж, ш, ч, с) Какую роль они играют? (Дают возможность услышать таинственные ночные шорохи, шум ветра, чуть слышимый шорох листьев).
Объясните окончания глаголов. От чего они зависят? (повторяем спряжение).
3. Вывод:
Повтор слов в начале стихотворения подчеркивает увядание природы. Настойчивое повторение шипящих и свистящих звуков, слов дает возможность «услышать» таинственные ночные шорохи шум ветра, шелест листьев.
4. Творческая работа.
Из слов, записанных на доске, составить связный текст на тему «Осенью».
Слова на доске: спешит, торопит(ть)ся осень. Она п…красила (…) цветом березы и клены.
(…)Паутинка, (…)дождь, (…) убор листьев, (…) птицы, прощальный привет родным местам, (…),(…) воздух, гроздья рябин, (…) из листьев.
Прочитайте полученный текст.
Какие художественные средства вы использовали, чтобы он получился красивым? (эпитеты, метафоры, олицетворения).
5. Подведение итогов урока.
Художественные средства делают нашу речь красочной, образной. Они заставляют задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.
Какие орфограммы и пунктограммы мы с вами повторили? (безударные гласные, непроизносимые согласные, сомнительные согласные. Как называются предложения, в которых две или более основ? (сложные) Какие знаки ставятся в таких предложениях?
6. Домашнее задание.
Написать сочинение: «О чем рассказал мне осенний листок?»