Интегрированный урок (математика + окружающий мир) по теме "Решение задач", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: совершенствовать умение решать простые и составные задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на несколько единиц.

Задачи:

  • закреплять знание таблиц умножения и деления; развивать умение решать геометрические задачи;
  • учить размышлять, анализировать, рассуждать, расширять кругозор детей;
  • воспитывать заботливое отношение к природе, её обитателям.

Оборудование: Карта Солнечной системы; видеозапись фильма «Солнечная система»; карточки с примерами; схемы задач, слайды.

Ход урока

1. Организационный момент

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.
Я готов к работе. Работаю.

II. Сообщение темы, целей урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по Солнечной системе. В нашем путешествии мы будем совершенствовать умение решать простые и составные задачи, закреплять таблицы умножения и деления, будем рассуждать, размышлять.

- Что такое Солнечная система?

- Итак! В путь! Предстартовая готовность.

Ш. Устные упражнения.

1) - Начинаем предполетную разминку.

- Прочитайте выражение и назовите значение:

2х6
18:3
12: 4

 

 

4х4
27: 9
9х5

 

 

7х6
36:6
54:9

 

 

7х7
64: 8
9х9

(Ученики отвечают с места, выполнение заданий проверяется с помощью сигнальных светофоров. Начинаю опрос со слабых учеников, подключая более подготовленных, заканчивая опрос сильными.)

- Что помогло вам быстро и точно отвечать?

2) - Мы продолжаем подготовку к путешествию.

Сколько планет в Солнечной системе вы узнаете, решив цепочку примеров.

81:9=___ х3=___ -21=___ х9=___ +36=___ : 9=___х3=___+6=___:4=

- В Солнечной системе 9 планет. Вот их названия: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (слайды)

- Что помогло ответить на вопрос?

IV. Чистописание.

— Почему именно эту цифру мы прописываем? Как она связана с нашим уроком?

— Пропишите как показано на образце?

V. Закрепление таблиц умножения и деления.

1) - Какие из данных чисел делятся на 9?

- Запишите 16,18,27,28,32,36,45,54, 63, 64, 72, 81.

- Как называются компоненты действий: умножения, деления?

2) - Запишите, частное каких двух чисел равно 9.

(Карточки двух уровней.)

Первый уровень

___:___=9

___:___=9

 

 

___:___ =9

___:___ =9

 

 

___:___ =9

___:___ =9

Второй уровень

27:___ =9

___:10=9

 

 

63:___ =9

45:___ =9

 

 

81:___ =9

___ :6=9

- Как найти неизвестный множитель (делимое, делитель)?

VI. Работа по теме урока

1) Много планет вокруг Солнца летает. Может быть люди на них обитают? Давай-ка в ракету сядем скорей. Помчимся к планетам Солнечной системы быстрей. (слайд - ракета)

- На какой планете мы живем?

Вот наша Земля — родимый наш дом! Но много ли, мы знаем о нем? Загадки её постоянно решаем, но многое так до конца и не знаем! (слайд)

- Перед стартом решим несколько простых задач из жизни обитателей нашей планеты.

а) Заяц может прыгнуть в длину на 3 м., а кенгуру в 7 раз больше. На какую длину может прыгнуть кенгуру?

Ответ: 3х 7=21(м.)

б) Рыжая лиса достигает 63 см. в длину, а её пушистый хвост на 23 см. короче. Какова длина хвоста лисицы?

Ответ: 63 — 23 = 40 (см.)

в) Масса волка 70 кг., а масса лисы в 7 раз меньше. Какова масса лисы?

Ответ: 70: 7 = 10 (кг.)

д) Голубь живет 12 лет, а полевой жаворонок 6 лет. Во сколько раз полевой жаворонок живёт меньше чем голубь?

Ответ: 12: 6 = 2

е) Масса тюленя 3 тонны, а масса синего кита в 9 раз больше. Какова масса синего кита?

Ответ: 3 х 9 = 27 (т.)

- Что значит увеличить (уменьшить) число в несколько раз?

- Что значит увеличить (уменьшить) число на несколько единиц?

Чтоб жизнь на планете родной сохранить, надо стараться на ней не сорить!

А сколько уж лет говорят год от году: «Не надо сорить! Берегите природу!»

VII. Физминутка

VIII. Работа по теме (продолжение)

1. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Жара нестерпима! Изжарит котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной. С другой — страшный холод и мёртвый покой.

В честь бога торговли имеет названье «Да нет атмосферы — вот наказанье!»

- Что вы узнали об этой планете? (слайд)

- Мы на планете Меркурий. Ждёт нас здесь испытание. Пока мы летели, в работе системы корабля произошёл сбой. Чтобы ракета не упала, надо устранить неисправность.

- Что вы видите?

- Как называют равенство, содержащее неизвестное число?

- Что надо сделать, чтобы решить уравнение?

- Как найти неизвестный множитель, делимое, делитель?

- Сбой в системе устранён.

2. Что же, Дружок, в жизни много дорог, летим на Венеру, хоть путь наш далёк!

- Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. По размерам эта планета равна Земле.(слайд)

- По космической почте нам пришло письмо. Нам пишут наши космические друзья: «Решите задачу и узнайте, какая следующая планета в Солнечной системе»

- Прочитайте задачу: «На экскурсию, на Венеру полетели жители Земли. Мужчин было 20, женщин на 7 больше, чем мужчин, а детей в 3 раза меньше, чем женщин. Сколько детей полетело на Венеру?

- О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Что говорится о женщинах?

- Что говорится о детях?

- Что надо узнать?

- Какая эта задача? Почему?

- Какого типа эта задача?

- Запишите схему.

Схема: 20,? на 7>,?в 3 р. <.

- У кого такая схема?

- Запишите краткое условие задачи.

- Можете ли узнать, сколько детей полетело? Почему?

- Можете ли узнать, сколько женщин полетело? Как?

- На что обратим внимание?

- Запишите решение выражением.

- Назовите ответ.

Объясните решение задачи по направлению стрелок.

3. - Составьте обратную задачу.

- Что значит составить обратную задачу?

- Что стало известно в задаче?

- Что сделаем неизвестным?

- О чём будем помнить при составлении обратной задачи?

- Напишите схему: ?, ? на 7<, ? в 3 р.>, 9

- У кого такая схема?

- Расскажите задачу.

«На экскурсию на Венеру полетели 9 детей, женщин в 3 раза больше, чем детей, а мужчин на 7 меньше, чем женщин. Сколько мужчин полетело на Венеру?

- Запишите краткое условие?

- Решение обратной задачи запишите самостоятельно!

- Объясните решение обратной задачи по схеме, двигаясь по стрелке.

- Запишите ответ.

Что значит увеличить (уменьшить) число в несколько раз?

4. - Продолжим путешествие.

- Следующая планета похожа на таинственный красный газ - это Марс. Он меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть кислород, вода, атмосфера. (слайд)

Марс очень интересная планета, на которую мы летим на необычной ракете, она состоит из фигур.

- Из каких фигур, как они называются?

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

Выпишите: 1 вариант — номера прямоугольников; 2 вариант — номера треугольников.

- Почему они так называются?

- Какое свойство прямоугольника вы знаете?

- Назовите номер квадрата. Назовите его свойство.

Два третьеклассника — Коля и Света вместе находят площадь в ракете. Ты помоги вычислениям ребят, если известно: в ракете — квадрат, 8 метров длина стороны и никаких нету данных иных.

- О чём просят помочь дети?

- Площадь какой фигуры надо найти?

- Достаточно ли данных, чтобы найти площадь квадрата. Почему?

- В каких единицах находим площадь?

- Как найти площадь?

- Запишите условие: а = 8 м, S =?

- Запишите решение: S = 8 х 8 S = 8 м2

Как найти площадь? Сколько величин необходимо узнать для нахождения площади квадрата? Прямоугольника? Почему?

IX. Итог урока

- Самые далёкие планеты Солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон состоят из газов. Их называют внешними. Здесь холодные миры, света нет и нет жары. Вечные зима и ночь — захотелось сразу прочь. Скован льдом Уран, Нептун, на Плутоне - колотун! Без атмосферы ко всему жить невозможно никому! (слайды)

- Поэтому наша ракета возвращается на планету Земля. С далёкими планетами вы познакомитесь в старших классах.

- Что мы делали во время путешествия?

- Что вспоминали и повторяли?

- На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?

  1. Хочу знать больше
  2. Хорошо, но могу лучше
  3. Пока испытываю трудности

Чтоб к неведомым далям стремиться, чтобы Космос себе подчинить, надо много работать и много учиться, надо честно по совести жить.

- Может, после урока у вас появится желание стать исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета — Земля, которая нас всегда будет звать к себе, надеяться на нас и гордиться нами. Космические друзья дарят вам конвертики с домашним заданием. И просят решить задачу.

Они благодарят вас за урок.

Приложение

Презентацию вы можете получить у автора статьи.