Цель: совершенствовать умение решать простые и составные задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на несколько единиц.
Задачи:
- закреплять знание таблиц умножения и деления; развивать умение решать геометрические задачи;
- учить размышлять, анализировать, рассуждать, расширять кругозор детей;
- воспитывать заботливое отношение к природе, её обитателям.
Оборудование: Карта Солнечной системы; видеозапись фильма «Солнечная система»; карточки с примерами; схемы задач, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.
Я готов к работе. Работаю.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по Солнечной системе. В нашем путешествии мы будем совершенствовать умение решать простые и составные задачи, закреплять таблицы умножения и деления, будем рассуждать, размышлять.
- Что такое Солнечная система?
- Итак! В путь! Предстартовая готовность.
Ш. Устные упражнения.
1) - Начинаем предполетную разминку.
- Прочитайте выражение и назовите значение:
2х6 |
|
|
4х4 |
|
|
7х6 |
|
|
7х7 |
(Ученики отвечают с места, выполнение заданий проверяется с помощью сигнальных светофоров. Начинаю опрос со слабых учеников, подключая более подготовленных, заканчивая опрос сильными.)
- Что помогло вам быстро и точно отвечать?
2) - Мы продолжаем подготовку к путешествию.
Сколько планет в Солнечной системе вы узнаете, решив цепочку примеров.
81:9=___ х3=___ -21=___ х9=___ +36=___ : 9=___х3=___+6=___:4=
- В Солнечной системе 9 планет. Вот их названия: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (слайды)
- Что помогло ответить на вопрос?
IV. Чистописание.
— Почему именно эту цифру мы прописываем? Как она связана с нашим уроком?
— Пропишите как показано на образце?
V. Закрепление таблиц умножения и деления.
1) - Какие из данных чисел делятся на 9?
- Запишите 16,18,27,28,32,36,45,54, 63, 64, 72, 81.
- Как называются компоненты действий: умножения, деления?
2) - Запишите, частное каких двух чисел равно 9.
(Карточки двух уровней.)
Первый уровень
___:___=9 ___:___=9 |
|
|
___:___ =9 ___:___ =9 |
|
|
___:___ =9 ___:___ =9 |
Второй уровень
27:___ =9 ___:10=9 |
|
|
63:___ =9 45:___ =9 |
|
|
81:___ =9 ___ :6=9 |
- Как найти неизвестный множитель (делимое, делитель)?
VI. Работа по теме урока
1) Много планет вокруг Солнца летает. Может быть люди на них обитают? Давай-ка в ракету сядем скорей. Помчимся к планетам Солнечной системы быстрей. (слайд - ракета)
- На какой планете мы живем?
Вот наша Земля — родимый наш дом! Но много ли, мы знаем о нем? Загадки её постоянно решаем, но многое так до конца и не знаем! (слайд)
- Перед стартом решим несколько простых задач из жизни обитателей нашей планеты.
а) Заяц может прыгнуть в длину на 3 м., а кенгуру в 7 раз больше. На какую длину может прыгнуть кенгуру?
Ответ: 3х 7=21(м.)
б) Рыжая лиса достигает 63 см. в длину, а её пушистый хвост на 23 см. короче. Какова длина хвоста лисицы?
Ответ: 63 — 23 = 40 (см.)
в) Масса волка 70 кг., а масса лисы в 7 раз меньше. Какова масса лисы?
Ответ: 70: 7 = 10 (кг.)
д) Голубь живет 12 лет, а полевой жаворонок 6 лет. Во сколько раз полевой жаворонок живёт меньше чем голубь?
Ответ: 12: 6 = 2
е) Масса тюленя 3 тонны, а масса синего кита в 9 раз больше. Какова масса синего кита?
Ответ: 3 х 9 = 27 (т.)
- Что значит увеличить (уменьшить) число в несколько раз?
- Что значит увеличить (уменьшить) число на несколько единиц?
Чтоб жизнь на планете родной сохранить, надо стараться на ней не сорить!
А сколько уж лет говорят год от году: «Не надо сорить! Берегите природу!»
VII. Физминутка
VIII. Работа по теме (продолжение)
1. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной. С другой — страшный холод и мёртвый покой.
В честь бога торговли имеет названье «Да нет атмосферы — вот наказанье!»
- Что вы узнали об этой планете? (слайд)
- Мы на планете Меркурий. Ждёт нас здесь испытание. Пока мы летели, в работе системы корабля произошёл сбой. Чтобы ракета не упала, надо устранить неисправность.
- Что вы видите?
- Как называют равенство, содержащее неизвестное число?
- Что надо сделать, чтобы решить уравнение?
- Как найти неизвестный множитель, делимое, делитель?
- Сбой в системе устранён.
2. Что же, Дружок, в жизни много дорог, летим на Венеру, хоть путь наш далёк!
- Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. По размерам эта планета равна Земле.(слайд)
- По космической почте нам пришло письмо. Нам пишут наши космические друзья: «Решите задачу и узнайте, какая следующая планета в Солнечной системе»
- Прочитайте задачу: «На экскурсию, на Венеру полетели жители Земли. Мужчин было 20, женщин на 7 больше, чем мужчин, а детей в 3 раза меньше, чем женщин. Сколько детей полетело на Венеру?
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Что говорится о женщинах?
- Что говорится о детях?
- Что надо узнать?
- Какая эта задача? Почему?
- Какого типа эта задача?
- Запишите схему.
Схема: 20,? на 7>,?в 3 р. <.
- У кого такая схема?
- Запишите краткое условие задачи.
- Можете ли узнать, сколько детей полетело? Почему?
- Можете ли узнать, сколько женщин полетело? Как?
- На что обратим внимание?
- Запишите решение выражением.
- Назовите ответ.
Объясните решение задачи по направлению стрелок.
3. - Составьте обратную задачу.
- Что значит составить обратную задачу?
- Что стало известно в задаче?
- Что сделаем неизвестным?
- О чём будем помнить при составлении обратной задачи?
- Напишите схему: ?, ? на 7<, ? в 3 р.>, 9
- У кого такая схема?
- Расскажите задачу.
«На экскурсию на Венеру полетели 9 детей, женщин в 3 раза больше, чем детей, а мужчин на 7 меньше, чем женщин. Сколько мужчин полетело на Венеру?
- Запишите краткое условие?
- Решение обратной задачи запишите самостоятельно!
- Объясните решение обратной задачи по схеме, двигаясь по стрелке.
- Запишите ответ.
Что значит увеличить (уменьшить) число в несколько раз?
4. - Продолжим путешествие.
- Следующая планета похожа на таинственный красный газ - это Марс. Он меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть кислород, вода, атмосфера. (слайд)
Марс очень интересная планета, на которую мы летим на необычной ракете, она состоит из фигур.
- Из каких фигур, как они называются?
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
Выпишите: 1 вариант — номера прямоугольников; 2 вариант — номера треугольников.
- Почему они так называются?
- Какое свойство прямоугольника вы знаете?
- Назовите номер квадрата. Назовите его свойство.
Два третьеклассника — Коля и Света вместе находят площадь в ракете. Ты помоги вычислениям ребят, если известно: в ракете — квадрат, 8 метров длина стороны и никаких нету данных иных.
- О чём просят помочь дети?
- Площадь какой фигуры надо найти?
- Достаточно ли данных, чтобы найти площадь квадрата. Почему?
- В каких единицах находим площадь?
- Как найти площадь?
- Запишите условие: а = 8 м, S =?
- Запишите решение: S = 8 х 8 S = 8 м2
Как найти площадь? Сколько величин необходимо узнать для нахождения площади квадрата? Прямоугольника? Почему?
IX. Итог урока
- Самые далёкие планеты Солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон состоят из газов. Их называют внешними. Здесь холодные миры, света нет и нет жары. Вечные зима и ночь — захотелось сразу прочь. Скован льдом Уран, Нептун, на Плутоне - колотун! Без атмосферы ко всему жить невозможно никому! (слайды)
- Поэтому наша ракета возвращается на планету Земля. С далёкими планетами вы познакомитесь в старших классах.
- Что мы делали во время путешествия?
- Что вспоминали и повторяли?
- На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь?
- Хочу знать больше
- Хорошо, но могу лучше
- Пока испытываю трудности
Чтоб к неведомым далям стремиться, чтобы Космос себе подчинить, надо много работать и много учиться, надо честно по совести жить.
- Может, после урока у вас появится желание стать исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета — Земля, которая нас всегда будет звать к себе, надеяться на нас и гордиться нами. Космические друзья дарят вам конвертики с домашним заданием. И просят решить задачу.
Они благодарят вас за урок.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.