Цель урока:
- научить формулировать четкие ответы на качественные задачи;
- уметь пользоваться формулами;
- развивать навыки чтения графиков, решения задач;
- cпособствовать воспитанию взаимовыручки в группе;
- прививать любовь к предмету.
Класс делится на 5 команд. Входя в класс, каждый ученик выбирает цветную полоску бумаги и садится за стол, на котором стоит такого же цвета флажок. Таким образом, формируются команды. Каждая команда выбирает капитана. Перед каждым заданием капитаны команд вытаскивают, не глядя, карточку с заданием. Далее все члены команды обсуждают решения и оформляют его на отчетных листах. Один участник защищает версию на доске.
Первое задание. (Приложение 1).
1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится эта книга относительно:
а) рельсов
б) стола?
2. Как движется токоприемник, расположенный на крыше вагона электропоезда, относительно:
а) вагона
б) контактного провода
3. Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в это время в покое, и относительно каких тел движутся?
4. Cидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо относительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким телом в данном случае связана система отсчета?
5. Рассмотрим движение концов минутной и часовой стрелок. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?
Второе задание.
- За какое время плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?
- В течение 20 мин. поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь он прошел за это время?
- Ученик идет в школу со скоростью 3,6 км/ч, делая 4 шага за 2 секунды. Какова длина шага ученика?
- Страус бежит со скоростью 79,2 км/ч. Какой путь он пробежит за 12 мин?
- Черепаха проползла 50м. Как долго длилось ее путешествие, если ее скорость 10 см/с?
Третье задание
1. Имея весы с разновесом, пипетку, стакан с водой, определите среднюю массу одной капли воды.
2. Проделав необходимые измерения, определите плотность куска мыла.
3. Проделав необходимые измерения, определить массу одной сливы.
4. Проделав необходимые измерения, определить плотность картофелины.
5. Проделав необходимые измерения, определить плотность металлического бруска.
Четвертое задание.
По графикам 1 и 2 проанализировать движения тел.
Пятое задание.
Решить задачи:
1. Сколько кирпичей можно погрузить в трехтонный автомобиль, если объем одного кирпича 2 дм3? Плотность кирпича 1800 кг/м3.
2. Какова плотность сплава, изготовленного из 2 см3 золота и 5 см3 серебра?
3. Сосуд, наполненный керосином, имеет массу 2 кг. Определите вместимость сосуда, если его масса без керосина 600 г.
4. Какой путь может проехать без заправки горючего автомобиль, если на 100 км пути его двигатель расходует 10 кг бензина, а вместимость бака 60 л?
5. Определите массу воздуха, проходящего через легкие человека за 1 часа, если за 1 мин человек делает 15 вдохов и с каждым вдохом поступает воздух объемом 600 см3?
Шестое задание.
Объясните:
- Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
- Подлокотник, прикрепленный к спинке сидения автомобиля, удерживает голову человека от отклонения назад. В каких аварийных ситуациях помогает этот подлокотник и от каких травм он предохраняет?
- Чем объяснить отличие плотности водяного пара от плотности воды?
- Может ли масса какого– нибудь тела равна нулю?
- Почему на поворотах водитель замедляет ход машины?
Литература
- Полянский С.Е. «Поурочные разработки по физике» - М.: «ВАКО», 2003.
- Кирик Л.А. «Физика. Методические материалы. – М.: «ИЛЕКСА», 2003.
- Ланге В.Н. «Экспериментальные физические задачи на смекалку». М.: НАУКА, 1974.
- Кирик Л.А. «Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» -М.: «ИЛЕКСА»,2008.