Урок по теме: "Звуки [д], [д']. Буква Д"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки д, д'. Буква Д.

Цели:

- познакомить с согласными звуками д, д', буквой д;
- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;
- обогащать словарный запас слов детей;
- воспитывать культуру поведения на уроке.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в  лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в  сказочный лес за новой буквой и звуками  и возьмем с собой  корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв  изучили, давайте  соберем  их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки  называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)
- Итак, в добрый путь! (музыка) Презентация

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.

3. Работа над новой темой.

- Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок  Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания. 
Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте  характеристику звуку.
- Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (1, почему)
- Будем ли в слове ставить знак ударения?
- А у  лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя.  Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук.
- Что общего в звуках д, д'. (согласные, звонкие) – Чем отличаются? (д' – мягкий)
- Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски)
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный?
- Давайте знакомые звуки обозначим буквами. ( с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки).
- Какие звуки мы не обозначили? (д,д')
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.  
-Почему слово с заглавной буквы?
- Звуки д, д обозначаются буквой Д. (показ буквы). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в  алфавите стоит буква Д  на 5 месте.
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик)
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

- Построим букву Д из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д(твердый); встают девочки – д' (мягкий).

СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.

4. Чтение слогов и слов с новой буквой.  

Домовенок  Кузя предлагает нам прочитать  слоги  с новой буквой.  

- Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.

Дядюшка  Ау,  предлагает нам  прочитать слова с новой буквой.  (дама, дума, душа, дышит

- Какое слово может быть «лишнее»? Почему?  (дышит – обозначает действие, совершаемое каким-либо предметом, орфограмма -ши-).

- У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревья ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым  лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого (Откроем азбуку на стр. 94 и прочитаем 2 столбик слов).

- Подумайте, как можно назвать эти пары слов? Докажите. Назовите корень 1 пары слов (дом). Назовите корень 2 пары слов (дол).  (Долина - пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности).  Молодцы, вот и выросло в лесу еще два деревца.

- Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика.
- Назовите слова с корнем дым. Подберите родственное слово (труба дымовая). Прочитайте слова с корнем дыр. Молодцы, мы еще помогли лесовичку вырастить деревца.

- А желаете еще вырастить деревце. Прочитайте 4 столбик слов и найдите слово, состоящее из корня. Назовите.  Будут ли слова этого столбика родственными. Почему?
- Какие мы молодцы, сколько деревьев  вырастили,  помогли лесовичку.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять  вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

У лесовичка  есть  друг.  Отгадайте кто это?

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел)

- Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес. 
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает  хорошо читающим  детям  на стр. 95 прочитать текст «Дымок».
-   Остальные  дети читают текст с картинками на стр. 94. (Что это за дерево, дуб – лиственное крупное дерево с плотной древесиной).  Какие слова выделены? (предлоги). Для чего нужны предлоги?

Вопросы для тех кто читал текст «Дымок».Что произошло с дымком? (растаял). Почему? (горячий, очень торопливый, не захотел слушать трубу, труба не успела предупредить

5. Итог урока.

- Нам пора возвращаться.  
(музыка)

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса? – Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.

6. Рефлексия урока.

- Я предлагаю вам дорисовать схему – человечка. (дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки). Этот звуковичок  остается у вас в награду за хорошую работу.