Тема: «Величины. Масса. Килограмм.»
Цели урока:
1) Закрепление знаний о величинах и общем принципе их измерений.
2) Знакомство с величиной «масса» и единицами ее измерения.
3) Практическое измерение массы с помощью весов.
4) Решение задач на сравнение масс предметов.
5) Повторение состава числа 8, отработка вычислительных навыков.
6) Развитие логического мышления.
Оборудование:
- чашечные весы, гири;
- два одинаковых по форме пакета: один с ватой, другой с крупой;
- плакаты: величина, масса, килограмм;
I. Актуализация знаний учащихся.
а) Фронтальная работа.
- Начнем наш урок с зарядки для ума!
- Угадайте о каком числе идет речь: оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9? (8)
- Что еще можете сказать о числе 8? (состав числа, предшествующее, последующее числа)
- Как получить число 8?
б) Математический диктант.
- Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9)
- Запишите число, которое на 1 меньше 7. (6)
- Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3)
- На сколько 7 меньше 9? (на 2)
Самостоятельная проверка, ответы на доске: 9, 6, 4, 3, 2
- Что интересного заметили в последовательности ответов? (числа в порядке убывания)
- На сколько самое большое число больше самого маленького? (9 больше 2 на 7)
- Какую величину изучали на прошлом уроке? (длину)
- Что же такое длина? (величина, которую можно измерить и сравнить)
- В чем измеряют величину? Какие мерки знаете? (сантиметр, дециметр)
II. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на эти два пакета.
- Чем они похожи? (они одинаковы по цвету, по форме, по размеру)
- Чем различаются? (Дать одному ученику в руках подержать пакеты.)
- Что можно сказать? (Один пакет легче, другой тяжелее)
III. Открытие нового. Практическая работа.
- Ребята, оказывается, есть свойство предметов, которое мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то мы имеем в виду свойство предметов, которое называется масса. (на доску вывешиваем плакат «Масса»)
- Какому свойству предметов будет посвящен наш урок? (массе)
- Какой прибор поможет нам сравнивать предметы по массе? (весы)
- Какие весы вы знаете? (магазинные, бытовые, грузовые, аптечные).
Показать детям безмен, чашечные весы.
- Поработаем с бытовыми весами. На одну чашу весов ставим пакет риса, на другую пакет гречки.
- Что видите? (Весы уравновесились.)
- Когда весы находятся в равновесии, то говорят, что массы предметов равны, то есть масса пакета риса равна массе пакета гречки.
На доске: Р = Г
- А теперь сравним пакет с рисом и пакет с ватой.
- Что можете сказать? (Пакет с рисом тяжелее пакета с ватой.)
- Когда одна чаша весов находится ниже другой, она тяжелее, а когда выше – легче. Если тяжелее, то масса предмета больше, если легче, то масса меньше.
- Как запишем?
На доске: Р > В
IV. Работа с учебником.
а) А теперь рассмотрим изображение весов в учебнике на странице 78 № 1.
- Назовите, какие весы вы видите.
б) Сравните массу яблока с массой лимона, груши, клубники.
Вывод делают учащиеся:
Масса яблока равна массе лимона;
Масса яблока меньше массы груши;
Масса яблока больше массы клубники.
в) Вставьте знаки < , > или = между чашками весов.
1. Пакет с сахаром тяжелее пакета с мукой. (С > М)
2. Масса курицы меньше массы гуся. (К < Г)
3. Заяц тяжелее белки. (З > Б)
4. Масса воробья равна массе синицы.(В = С)
Физминутка.
Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше дегче;
- весы находятся в равновесии;- Итак, при сравнении предметов по массе результат можно записать с помощью знаков >, < , = . А как называется свойство предметов, которое можно сравнивать? (Величина.)
- Какой вывод можно сделать? (Масса – это величина.)
- Если масса - это величина, то ее можно измерить. Что нужно выбрать, чтобы ее измерить? (Мерку.)
- Попробуем измерить массу яблока.
Учебник - № 2.
На весах яблоко с одной стороны и пять одинаковых клубник с другой стороны.
- Весы находятся в равновесии, значит масса яблока равна массе 5 клубник. Одна клубничка – это мерка. Масса яблока – 5 мерок.
Запишем:
Ябл. = 5 кл.
Мы измерили массу яблока и записали с помощью числа.
- Как называются признаки предметов, которые можно измерить? (Величина)
Учебник - № 3.
- Сравниваем массу яблока с массой шоколадок. (Масса одного яблока равна массе двух шоколадок.)
- А теперь сравним массы 5 клубник и двух шоколадок. (Они равны, так как равны массе одного яблока.)
- Но 5 > 2!
- Давайте вспомним, ведь мы сравнивали меры одной и той же величины разными мерками.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками!
Учебник - № 4.
- Можем ли мы сравнить массу дыни и массу пакета с рисом? (Нет, так как они измерены разными мерками.)
- Значит, нам нужна единая мерка измерения массы. Современной единицей измерения массы является килограмм.
Мы будем часто использовать краткую форму его записи – КГ.
Показать детям гирю массой 1 кг.
- Это одна из мерок. Бывают и другие гири в 2 кг, 5 кг.
- Теперь у нас есть единая мерка. Мы можем сравнить массу дыни и массу пакета с рисом?
- Чему равна масса дыни?
- Какие гири уравновешивают дыню? (2 кг + 1 кг = 3 кг)
- Чему равна масса пакета с рисом? (1 кг+ 1 кг = 2 кг)
- А теперь давайте сравним массу дыни и массу пакета с рисом.
- Запишите: 3 кг > 2 кг
- Прочитайте вывод в учебнике.
V. Итог урока.
- С какой величиной познакомились на уроке?
- Почему масса – это величина?
- Какой предмет помогает измерить массу?Нынче на уроке в классе
Все узнали мы о массе.
Знаем я, ты, он, она:
Масса есть величина.
И совсем это не сложно,
И уже нельзя забыть,
Что измерить массу можно,
И, коль захотим, сравнить!
- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.