Тема занятия: Состав слова. Зима в природе.
Цели занятия:
Образовательная:
- формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.
Коррекционные:
- совершенствование словаря по теме «Зима в природе» через умения подбирать родственные слова и образование новых слов с помощью приставок, суффиксов;
- развитие языкового чутья путем совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;
- развитие логического мышления; внимания учащихся;
- развитие и совершенствование общей, тонкой моторики.
Воспитательная:
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: схема-опора «грамматический человек», снежинка, разноуровневые карточки, значки для подведения итога занятия, карточки для проверки задания, картины зимней природы, музыка из цикла “Времена года” о зиме композитора Антонио Вивальди.
Ход занятия
I. Организационный момент.
На доске иллюстрация зимнего леса.
- Какое время года изображено на иллюстрации? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) Попозже мы с вами совершим прогулку в зимний лес.
II. Введение в тему.
Ребята обратите внимание на доску, глазками прочитайте данные словосочетания. Если вы внимательно прочитали их, то вы сможете определить тему нашего занятия. (Состав снега, состав поезда, состав слова, офицерский состав).
Как вы думаете, как называется тема нашего занятия?
Совершенно верно «Состав слова». Какое слово повторяется во всех словосочетаниях? (Состав). Это слово многозначное, оно имеет несколько значений. Но нас, конечно, сегодня будет интересовать состав слова. Проведем занятие, на котором будут звучать две темы: «Состав слова» и «Зима в природе».
- Поставьте цели занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок, разбирать слова по составу) Что мы будем развивать? (Будем развивать речь, внимание, мышление) Что будем воспитывать? (Будем воспитывать усидчивость, умение слушать ответы товарищей, любовь к природе)
- Молодцы! Спасибо.
III. Повторение пройденного.
- Ребята вы любите рисовать? (Да)
- У вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо «грамматического человека». Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.
- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.
- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня.
- Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте значком приставки нос.
- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.
А теперь проверьте, у всех ли получился такой «человек» как на доске.
- Кто догадался, в каком порядке мы рисовали лицо «грамматического человека»? (В порядке разбора слова по составу)
IV. Первичное закрепление
- Итак, вы доказали, что знаете все о составе слова. А «грамматический человек» хочет посмотреть, как вы умеете все это применить на практике. Вы хотите с ним поближе познакомиться? (Ответы учащихся)
- Тогда нужно постараться выполнить все его задания. А чтобы попасть в зимний лес мы должны отгадать его загадку.
1. Отгадывание загадки.
Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала.
(Снежинка)
На доску прикрепляется снежинка. Еще одним нашим проводником в зимний лес будет вот эта красивая снежинка.
- Запишите слово снежинка в тетрадях и разберите его по составу.
2. Работа с однокоренными словами.
- И вот мы в зимнем лесу. Зимой ребята очень любят играть в снежки. Сейчас и мы поиграем в игру-соревнование «Кто дальше бросит снежок?». Выиграет эту игру тот, кто назовет больше однокоренных слов.
Речевой материал:
- Зима (зимовье, зимушка, зимник, зимовка, предзимье, зимняя, озимые, зимующие, зимовать, перезимовать…)
- Холод (холодок, холодец, прохлада, холодище, холодина, холодильник, холодный, охлажденный, охладить…)
- Снег (снежок, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход, подснежник, снегопад, снежный, заснеженный, белоснежный…)
- Мороз (морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий, обморожение, замораживать, подмораживать…)
- Лед (ледник, ледок, ледышка, ледянка, ледокол, ледяной, ледовый, ледниковый…)
- Лес (лесок, лесочек, лесник, лесовик, лесничество, подлесок, лесозаготовка, лесной, лесистая…)
Учащиеся называют однокоренные слова. Определяется победитель.
3. Восстановление деформированных слов.
- Ребята, налетел ветер и слова «рассыпались» на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова.
ок, лес, пере ______________________
к, беж, про, а ______________________
ок, гор, при _______________________
ушк, корм, а ____________________
за,енн,снеж, ый __________________
н , зим, ий ____________________
V. Физминутка.
Пускай снегами все заносит,
(Руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(Левой рукой плавное движение вверх – вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
VI. Самостоятельная работа.
- Сейчас с новыми силами продолжим работу. Вы хотите еще выполнять задания «грамматического человека» и снежинки? Тогда продолжим работу.
- Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года” о зиме замечательного композитора Антонио Вивальди. Слушая это произведение, постарайтесь выполнить следующие задания.
Детям раздаются индивидуальные карточки трёх цветов по степени трудности: зелёные – сильным учащимся; голубые – средним учащимся; жёлтые – слабым учащимся.
- Ребята, внимательно прочитайте каждый свою карточку и выполните задания «грамматического человека» и снежинки.
Карточка №1
Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст. Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! |
Карточка №2
Прочитай внимательно текст. Подчеркнутые слова разбери по составу. Найди слова с приставками. |
Карточка №3
Проверка работ по карточкам.
VII. Гимнастика для глаз.
«Грамматический человек» и снежинка, прежде чем мы перейдём к выполнению следующего задания, предлагают нам отдохнуть.
«Снежинка»
Учитель-логопед перемещает снежинку вправо-влево, вверх-вниз, делает круговые движения.
С неба падает зимою
И кружится над землею
Легкая пушинка,
Белая снежинка.
Вот она летает и порхает,
А наши глазки наблюдают.
VIII. Закрепление материала.
- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще несколько заданий «грамматического человека» и снежинки.
1. Игра «Собери слово».
- Следующее задание: работа на карточках, ваша задача – составить новые слова.
Проверка (на обратной стороне карточки написано слово).
- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.
2. «Разложите слова на части»
Получите следующее задание.
Запишите слова в таблицу по образцу.
Укажите части слова. | ||||
|
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
прогулка |
про |
гул |
к |
а |
поземка |
|
|
|
|
безлесный |
|
|
|
|
заснеженный |
|
|
|
|
подлёдный |
|
|
|
|
После выполнения работы дети обмениваются заданиями и проверяют работу друг друга (взаимопроверка).
- Очень хорошо. Вы все справились и с этим заданием.
IX. Итог занятия.
1.Обобщение.
- Вот мы и дома. Наше путешествие завершилось. «Грамматический человек» и снежинка благодарят вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу.
- Над какой темой работали на занятии?
- Чему учились?
(Учились разбирать слова по составу, учились образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.)
2.Рефлексия.
- У вас на партах лежат значки (, , ). Какое из этих высказываний подходит вам в большей степени? Выберите значок, который вам подходит.
- Я хорошо понял(а) эту тему.
- Я понял(а) эту тему, но немного затрудняюсь.
- Я еще плохо понял(а) эту тему.
- Спасибо. Мне приятно было с вами работать.
- А теперь попрощайтесь с гостями. До свидания!