Введение
В современных условиях при интегративном характере развития науки, техники и производства требуются специалисты широкого профиля обладающие творческим, системным стилем мышления.
Специфика производственного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда учащихся. Эта особенность производственного обучения определяет его содержание, формы, методы и средства.
Для улучшения подготовки учащихся необходим поиск нового, инновационного подхода к организации производственного обучения, одним из таких подходов можно считать проблемно-интегративный.
Проблемно-интегративный подход – это особый тип взаимодействия мастера и учащегося, при котором мастер организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимодействованных и взаимосвязанных внутри межпредметных учебных проблем. Реализация проблемно-интегративного подхода предполагает четкую постановку учебных целей, гибкое, поэтапное управление и организацию производственной деятельности учащегося на основе оперативной обратной связи, все это включает у учащегося восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, мыслительный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы и т.д. В результате такой учебной деятельности у учащегося формируются знания, умения и навыки.
Одной из методик проблемно-интегративного подхода – является методика исследования частного случая (МИСЧ), целью данной методики – является подготовка учащихся к самостоятельной деятельности через обучение, которое систематически тренирует их в принятии решения. Одним из вариантов МИСЧ является вариант- кейс проблем: задается проблемная ситуация, информация, однако отсутствуют способы решения; цель данного варианта – найти и аргументировать способы решения проблемной ситуации.
Сущность деятельности мастера заключается в создании у учащихся полного представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, способах и особенностях выполнения и контроля действий, в руководстве деятельностью учащихся при выполнении ими учебно-производственных работ, в контроле и анализе учебных успехов учащихся, в проверке и оценке их знаний.
Методическая записка
Учет особенностей конкретной аудитории .
Данный урок входит в тему: «Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры», который изучается на 1 курсе.
Учащиеся к этому времени изучили понятие пускорегулирующей аппаратуры, виды ПРА, их классификацию, назначение, конструкции, монтаж и обслуживание пускорегулирующей аппаратуры – все это создает хорошую теоретическую базу для изучения данной темы на уроке производственного обучения.
Одной из важных особенностей урока в том, что при изучении данной темы учащиеся выполняют работу на действующих учебных стендах. В связи с этим мастер должен уделять особое внимание тщательности инструктирования и контроля за учащимися по вопросам безопасности труда, широко использовать их теоретические знания.
Другая особенность в том, что она обычно изучается фронтально, так как мастерская располагает достаточным количеством рабочих .
Развивающее значение урока.
Данный урок дает широкие возможности для:
- Развития логического мышления учащихся, способности самостоятельно анализировать, выявлять взаимосвязи;
- Развития речи, памяти учащихся;
- Развития интереса к предмету через привлечение к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитательное значение урока.
При усвоении материала урока воспитывать у учащихся любовь к избранной профессии, чувство гордости и ответственности за выполняемую работу, умение работать в команде.
План урока
Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт пускорегулирующей аппаратуры
Тема урока: Устранение неисправностей в электросхеме пуска и реверса электродвигателя с короткозамкнутым ротором
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока:
- Образовательная - Выработать у учащихся навыки и умение применять теоретические знания, полученные на уроках специальной технологии по теме: «Устройство пускорегулирующей аппаратуры»
- Воспитательная - Воспитать у учащихся умение работать в команде, культуре дискуссий, умению слушать и быть услышанным.
- Развивающая - Умению выделить главное и аргументировано доказать свою точку зрения по данному вопросу.
Материально - техническое оснащение урока
I. Универсальный монтажный стенд с закрепленными на нем пускорегулирующими аппаратами, клеммниками.
II. Используемые электрические аппараты на стенде для сборки электросхемы: «Реверсный магнитный пускатель»:
1. магнитный пускатель ПМЕ-211 -2 шт.
2. автоматический пускатель АП50 – 1 шт.
3. кнопка управления - 3 шт.
4. тепловое реле ТРН25 - 1 шт.
5. комплект монтажных проводов
6. набор инструментов
7. прибор Ц4315
8. электродвигатель
Ход урока
№ |
Этапы занятия |
Цель этапа |
Время |
Содержание деятельности |
Формы и методы обучения |
Средства обучения |
|
мастера п/о |
учащихся |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Организационный момент |
Проверить явку уч-ся и готовность к уроку. |
|
Проверяет явку и готовность к уроку |
Готовятся к уроку |
|
|
2 |
Конфронтация |
Мотивировать учащихся на активную познавательную деятельность |
|
Вступительное слово, беседа. Вопросы из курса спецтехнологии по данной теме. Зачитывает описание частного случая |
Слушают, отвечают на вопросы. Слушают описание частного случая. |
Фронтальная беседа |
Контрольные вопросы. (приложение 1). Тест - задание (приложение 2). Описание частного случая (приложение 3) |
3 |
Информация |
Активизировать работу учащихся по данной теме |
|
Выдает инструкционные карты, задание. |
Изучают инструкционные карты, задают возникшие в ходе работы вопросы |
Индивидуальная самостоятельная работа |
Инструкционные карты (приложение 4) |
4 |
Исследование |
Организовать процесс по выявлению типичных ошибок |
|
Консультирует |
Выявление типичных ошибок |
Индивидуальная работа |
Дефектационная ведомость |
5 |
Принятие решения |
Организация принятия общего решения в микрогруппе. |
|
Делит на микрогруппы. Консультирует. |
Обсуждают частный случай. Вырабатывают вариант общего решения |
Работа в микрогруппе. |
|
6 |
Дискуссия |
Организация процесса дискуссии |
|
Организовывает |
Дискутируют, предлагают варианты решения. |
Беседа |
|
7 |
Сверка с оригинальным решением |
Помочь определить степень эффективности принятого решения |
|
Зачитывает оригинальное решение. Определяет степень эффективности решений микрогрупп. |
Сравнивают свои варианты решения с оригинальным решением |
Беседа. |
Описание оригинального решения (приложение 6) |
8 |
Оценка уровня знаний учащихся |
Оценить способность учащихся применять теоретические знания на практике |
|
Выдает карты пооперационного контроля |
Заполняют дефектационные таблицы карты пооперационного контроля |
Самоконтроль знаний учащихся |
Карта контроля |
Методические рекомендации по проведению урока.
Вводный инструктаж целесообразно проводить сразу для всех учащихся независимо от изучаемых видов работ. Здесь можно использовать элементы проблемно-интегративного подхода к изучению темы:
- этап подготовки учащихся к восприятию межпредметной учебной проблемы, т.е. актуализация опорных теоретических и практических знаний, умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках спецтехнологии, электротехники и прошлых занятиях производственного обучения для осознания ими создаваемой мастером проблемной ситуации и ее межпредметного характера.
Следующим этапом является:
- этап формулировки межпредметной беседы, т.е. формирование ориентировочной основы действий по выполнению сборки схемы- здесь основой является сочетание показа и объяснений изучаемых приемов сборки схемы. Показ и пояснение приемов сборки необходимо производить руководствуясь рекомендациями соответствующих инструкционных карт.
По итогам изучения темы учащиеся отвечают на контрольные вопросы (лист 1, лист 2).
Текущий инструктаж
Мастер п/о располагает группу в некотором отдалении от учебного рабочего стенда, чтобы все им показанное было хорошо видно. Он показывает один за другим элементы схемы сборки реверса, называя каждый из них и объясняя их взаимодействие. Продолжая объяснение и показ приемов сборки схемы, необходимо несколько задержаться на неисправностях в данной схеме и методику устранения данных неисправностей. После этого мастер п/о зачитывает частный случай, выдает инструкционные карты, разбивает учащихся на микрогруппы и учащиеся приступают к работе. В течении выполнения всей работы мастер проводит целевые обходы:
- контроль за действиями учащихся по использованию технологической документации;
- соблюдение правил техники безопасности учащимися;
- выявляет типичные ошибки по сборке схемы.
Заключительный инструктаж.
Еще одним элементом проблемно-интегрального подхода обучения является этап творческого применения усвоенных знаний и способов действий, который используется в заключительном инструктаже. Заключительный инструктаж проводится в форме активной беседы или сжатого объяснения, основанного на анализе учебной работы за день. Подводя итоги мастер п/о должен проанализировать, как прошло занятие, каких успехов достигла группы; какие были замечены ошибки в работе, нарушения трудовой дисциплины имели место в ходе занятий, чем они вызваны, какие меры надо принять, чтобы избежать недостатков в дальнейшем.
Заключительные беседы в конце урока помогают мастеру п/о лучше и быстрее изучить каждого учащегося, сблизиться с ними, а это ведет к повышению его авторитета, как воспитателя, а в итоге, к успешному проведению производственного обучения и воспитания.
Заключительные беседы приучают каждого учащегося к анализу своей работы, значимости своего места в коллективе, способствуют формированию сознательного отношения к своему труду.
В заключительном инструктаже мастерами п/о нередко практикуется выставление комплексных оценок, что дает положительные результаты(за знание вопросов теории и ранее изученного материала, умение применять знания на практике), в этом случае у учащихся значительно повышается интерес к учебно-производственным занятиям. В конце заключительного инструктажа необходимо кратко сообщить учащимся о предстоящей работе на следующем занятии, чем заранее мобилизуется их внимание к предстоящей работе.