Цели мероприятия:
- Образовательная: углубить и закрепить знания учащихся по биологии.
- Развивающая: через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.
- Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, умение работать в коллективе, повышать интерес к учебным предметам.
Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты фильмов, средства для оказания первой медицинской помощи.
Для игры создается две или три команды из учащихся 8-х классов. Игра состоит из нескольких туров, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют конкретных знаний от ребят, а также задания, которые проверяют догадливость, практические умения учащихся и их творческие возможности.
Ведущий предлагает членам команд по очереди выбрать вопросы из области знаний о природе, народные загадки, из темы «Кровообращение», из темы «Дыхание», «Помоги себе и другим», «Лекарства вокруг нас» и ролевая игра. Игроки достают фишки с номером вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если и у них нет ответа, то вопрос передается зрителям.
Вопросы из области народных загадок
- Кто родился и не умирал? (род человеческий)
- Тебе дано, а люди пользуются? (имя)
- Стоят вилы, на вилах-короб,
На коробе - гора, на горе- два стекла. (человек) - Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова)
- У чурки-две печурки. (нос)
- Круглое озеро – никогда не замерзает. (глаза)
- Плосконька досочка, по краям обшивочка,
А в середине-дырочка. (ухо) - Белые овечки глядят из-под печки. (зубы и рот)
- Кто целый век в клетке? (сердце)
- Не на меру, не на вес, а у всех людей есть? (ум)
Вопросы из области знаний о природе
- Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн)
- Кто плавает, бегает и летает быстрее всех? (меч-рыба, гепард, иглохвостый стриж)
- Могут ли слоны плавать? (да)
- Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (оляпка)
- Какие животные спят с открытыми глазами? (змеи, рыбы)
- Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон»? (змеи при линьке)
- Справедлива ли поговорка: «Нем как рыба»? (нет, рыбы издают звуки)
- Кто спит головой вниз? (летучие мыши)
- Каким животным и где поставлены памятники? (собакам в Париже, в Берлине; вьючному ослу в Риме и др.)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. Используется для заживления ран. (мох)
Вопросы по теме: «Кровообращение»
- Во время привала, когда раздалась команда «вольно», солдаты легли отдыхать, а ноги положили на кочки. Для чего это они сделали? (для оттока крови)
- На экспертизу поступила кровь, может ли эта кровь принадлежать человеку, как это можно доказать? (строение эритроцитов, содержание гемоглобина)
- Людям каких профессий необходимо знать эту тему? (воспитателям, тренерам и др.)
- Какая жидкость выступает при ссадинах кожи? (кровь)
- Какие преимущества имеет кровь человека по сравнению с кровью лягушки? (переносит большее количество кислорода)
- Функция лейкоцитов. (участие в фагоцитозе)
- У кого чаще сердцебиение: у тигра или слона? (у тигра-28-60, у слона-8-28)
- Почему сердце сокращается в течении всей жизни без утомления? (автоматия)
- Что такое фагоцитоз?
- Для чего при сильных кровотечениях людям вводят раствор хлорида кальция? (свертывание крови)
Вопросы по теме: «Дыхание»
- Правилен ли совет: «Выпейте воду, если пища попала не в то горло?» (нет)
- Как уставшего человека можно превратить в бодрого и спокойного? (прогулка на природе, душ)
- Где располагаются голосовые связки? (в гортани)
- Какое значение имеет отсутствие хрящей в задней стенке трахеи, прилегающей к пищеводу? (не мешает прохождению пищи)
- Каким прибором определяют ЖЕЛ? (спирометром)
- Возбудитель туберкулеза? (туберкулезная палочка)
- Возбудитель гриппа? (вирус)
- Английский ученый, впервые применивший прививки против оспы. (Дженнер)
- Невосприимчивость организма к заразным заболеванияи. (иммунитет)
- Значение носовой полости.
Вопросы по теме: «Помоги себе и другим»
(практическое задание - оказать первую медицинскую помощь)
- Вывих запястья.
- Перелом лучевой кости.
- Вывих большого пальца руки.
- Сильная ссадина на голове у виска.
- Царапины на лбу.
- Вывих указательного пальца.
- Перелом ребра.
- Солнечный удар.
- Ожог руки.
- Артериальное кровотечение на предплечье.
Вопросы по теме: «Лекарства вокруг нас»
На экране проецируются лекарственные растения, которые учащиеся должны назвать и рассказать о их применении в народной медицине.
- Черемуха.
- Черника.
- Шиповник.
- Малина.
- Подорожник.
- Мать-и-мачеха.
- Ландыш.
- Одуванчик.
Ролевая игра
Проиллюстрировать с помощью немых сценок процессы, происходящие в организме. Можно показать сценку группой. Все остальные должны угадать, какие процессы они изображают.
- Процесс дыхания.
- Процесс работы сердца.
- Процесс пищеварения.
- Боль в ухе.
- Болезнь горла.
- Вывих стопы.
- Процесс утомления.
Подводятся итоги игры, и определяется команда – победитель.