Цель: Показать единство музыки, стихов, живописи в произведениях о природе.
Задачи:
- Расширить кругозор детей о творчестве композиторов, поэтов, художников, посвященных природе.
- Развить воображение, умение слушать музыку, видеть и чувствовать прекрасное.
- Воспитывать любовь к природе средствами музыки, литературы и живописи.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мне бы хотелось с вами совершить прогулку в зимний лес. И для начала хочу поздороваться с вами словами поэта Погорельского:
-Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таиться
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же знаешь, мы – свои!
-Наша задача сегодня с вами еще раз побывать в этом чудесном мире природы и музыки и почувствовать ее красоту, понять, как необходимо ее беречь!
-Встречу с зимним лесом начинаем рано утром. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу.
Звучит «Утро» С.С. Прокофьева.
-Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале пьесы? (Спокойная)
-Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво.
-А какой лес вы представили? (Лес еще спит)
-Как музыка изменилась к концу произведения? (Музыка звучит радостно)
-Что показывает композитор? (Лес начинает просыпаться)
-Огромное солнце выплывает из-за горизонта, поднимается вверх и засияло всем на радость.
-Как бы вы назвали это произведение?
-Это произведение называется «Утро», а написал его известный русский композитор
С.С.Прокофьев.
-В этом произведении композитор изображает картину восхода солнца. В ней все время как бы борется тьма со светом.
-А теперь послушайте, как норвежский композитор Э.Григ услышал свое утро.
Звучит «Утро» Э.Грига.
- Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.
-Какие краски вы использовали, почему?
-Краски, которые вы изобразили нежные, как руки мамы, которая вас ласково будит по утрам.
-Итак, природа окончательно проснулась, и началось оживление в лесу. Ученые заметили, что и птицы, звери ,тоже просыпаясь разминают свои крылышки и лапки. Давайте мы с вами сделаем небольшую разминку.
(физминутка под музыку Э.Грига)
-Не только композиторы, но и поэты обращались к красоте зимней природы. Какие вам известны стихи о зимней природе?
(дети зачитывают отрывки стихов)
-Ребята обратите внимание на красоту зимней природы.
Иллюстрации зимней природы.
-Какая здесь природа?
-Посмотрите, как Паустовский написал об этом из дней зимы.
«Зима бывает разная. Светит солнышко и переливается в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг куда ни посмотришь – бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой все вокруг.
-Ребята, скажите, что в природе происходит тогда?
-Послушайте это произведение и скажите, спокойная здесь природа или нет?
Звучит концерт «Времена года» Вивальди. Вьюга.
-Что вам подсказало, что это вьюга?
-Какими красками вы бы раскрасили эту музыку?
-Итак, чему был посвящен наш урок?
-Как вы думаете, почему зимнему лесу посвящают свои произведения поэты, художники, композиторы?
-Лес и вообще природа вызывает у человека самые добрые чувства своей красотой, и люди стараются сохранить эту красоту, чтобы все порадовались.
-Так природа объединяет все виды искусства – живопись, музыку, литературу. Они дополняют друг друга.
-Так мы с вами побывали в зимнем лесу, а кто помог нам с вами увидеть красоту зимнего леса?
-Чтобы лес всегда был красивым и радостным надо что помнить? (беречь его)
-А для этого какие правила поведения в лесу следует соблюдать? (не разжигать костры где попало, не ломать веток, и не рвать цветов, не бросать мусор, не засорять ручьи родники, не разорять птичьих гнезд)
-Я думаю, что вы всегда будете это помнить!