Цель: учить учащихся выражать свое отношение к героям произведения.
Задачи:
- Развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, мышление, воображение, творческие наклонности;
- Воспитательные:
- продолжить воспитывать литературный вкус и расширять читательский кругозор;
- формировать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу.
Тип урока: изучение и первичное закрепление.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа),
- наглядный,
- практический (работа по учебнику).
Методы учения:
- словесный (беседа),
- наглядный,
- практический,
- частично-поисковый,
- драматизации (эмоционального исполнения).
Оборудование:
- Для учителя:
- учебник,
- доска,
- мел,
- плакат,
- детские работы,
- фломастер.
- Для учащихся:
- учебник,
- детские работы к произведению Веры Чаплиной “Мушка”.
Литература:
- учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 2 класс, часть 2;
- учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы;
- методические рекомендации к урокам литературного чтения 2 класс автор О.В. Кубасова;
- Г.Науменко “Ласковое слово, что солнышко в ненастье” (пословицы)
План доски:
Ход урока
Этапы | Примечание | |||||||
I. Организация начала урока | ||||||||
II. Проверка домашнего задания | - Ребята, с каким произведением мы
познакомились на прошлом уроке чтения?
(дети называют автора: Вера Чаплина “Мушка”) - Определите жанр этого произведения? (рассказ) - Докажите. (все события настоящие, могли происходить в жизни; не происходит волшебства; животные не разговаривают с людьми) - Кто главный персонаж произведения? (“Мушка”, потому что
- Посмотрите, к сегодняшнему уроку мы подготовили выставку рисунков к рассказу “Мушка”. Обратите внимание, вы сделали иллюстрации к разным эпизодам рассказа. А сейчас, ребята, расскажите о Мушке то, что особенно запомнилось. - Мушка смелая, храбрая, преданная. - Какие еще вы знаете хорошие качества? (доброта, трудолюбие, вежливость) |
|||||||
III. Изучение нового материала | - Сегодня на уроке мы познакомимся с
произведением Леонида Пантелеева “Две
лягушки”. В этом произведении
присутствует одно из положительных,
названных вами, качеств и ,
противоположенное ему, отрицательное
качество. А какие – узнаете сами. (на
доске ребусы)
- Подумайте и составьте слова из букв.
(ученики подходят к доске, печатают слова молча, сам ученик читает свое слово и определяет, какое это качество) - Ребята, эти слова вам встретятся в тексте, но будут еще сложные слова (открываю плакат) (читаем хором слова, показываю указкой по столбикам: первый, второй столбик) - Подружим слова. Соедините их в пары. (вызываю ученика к доске, даю фломастер, один ученик находит пары) - Почему ты так соединил(а)? (эти слова родственные, у них есть общая часть и они одинаковы по значению) Вызываю по одному ученику на пару (4 ученика всего) и каждый выделяет фломастером эту часть. |
|||||||
IV. Работа с текстом | - Ребята, откройте учебник на стр. 35.
Проведем, как всегда, перед началом чтения текста – словесную разминку. - Задание в рамочке под номером 1. Дети прочитывают задание: (читай по слогам, затем целыми словами) Один ученик читает по слогам БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ, потом всем классом читаем целое слово. - А теперь переходим к чтению произведения Леонида Пантелеева “Две лягушки”. (спросить как можно больше детей, дети читают, не пересказывают, громко, выразительно). |
|||||||
V. Анализ произведения | - Ребята, каков жанр этого произведения?
(сказка) - Почему? Докажите.
- Кто является героями сказки? (лягушки) - Какая лягушка вам больше понравилась и чем? (которая выжила, взбивала масло, не сдавалась) - Какое качество, из уже названных на уроке, подходит к этой лягушке? (трудолюбивая) - Почему другая лягушка вам не понравилась? (была лентяйкой, утонула) - А это положительное качество – быть ленивой? (отрицательное) - Ребята, давайте попробуем изобразить и трудолюбивую и ленивую лягушек. Это поможет нам лучше увидеть характеры героев. (дети по желанию изображают характеры лягушек) - Молодцы! |
|||||||
Домашнее задание. | - Дома перечитайте сказку и выделите
карандашом те выражения и фразы, которые
помогут более полно представить
характеры лягушек.
- Как вы думаете, ребята, для чего автор написал эту сказку? (он хотел показать, что нельзя лениться, а чего-то добиться можно с помощью труда). |
|||||||
Итог урока. | - Посмотрите, на доске записаны
пословицы о труде. Выберите, какая
больше всего подходит к сказке “Две
лягушки”. Объясните, почему вы так
думаете.
(читает ученик) - Да, Казка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. - Какой урок вы извлекли для себя из чтения этой сказки? - Так же дома найдите предложения, которые выражают главную мысль этой сказки. - Домашнее задание: стр. 37, вопросы: 2,3 - Отметки за урок - На этом наш урок окончен! Попрощайтесь с нашими гостями. |