Урок математики в 1-м классе " Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • «Волшебный квадрат»,

  • рисунок к задаче,

  • арточки со схемами задач для групповой работы,

  • карточки для индивидуальной работы,

  • презентация сказки «Колобок»

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

У.: Добрый день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов своему товарищу.

У.: Ребята, сегодня мы с вами проведём урок – сказку. Какие типы сказок вы знаете?

Р.: Волшебные.

М.: О животных.

А.: Бытовые.

У.: Правильно. А давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся.

Слайд №1

Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь – то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберётся.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Слайд №2

- Колобок, колобок! Помоги мне решить примеры, а то я тебя съем!

У.: А колобок в школе не учился, поможем ли ребята колобку?

Д.: Да!

Задание Зайца:

II. Актуализация опорных знаний.

1). «Волшебный квадрат».

«Рис.1»

(Суммы чисел по строкам и столбцам равны.)

У. Какие вы у меня молодцы!

2) На доске даны числа:

- Запиши эти числа в порядке увеличения.

- Каких чисел нет?

Х.: Я думаю, что нет чисел (4, 5, 8).

У.: Согласны ли Вы с Хаяной?

Д.: Да!

- Запишите их в порядке увеличения.

У.: Комментируйте свои записи.

Х.: Я думаю, что они натуральные числа.

Я.: А ещё мы их написали по порядку.

Ш.: И не просто по порядку, а в натуральном ряду чисел.

У.: Правильно, вы написали натуральный ряд чисел в порядке увеличения.

3) Состав чисел. Вставьте пропущенные числа.

У.: Что интересного заметили?

Х.: В I равенстве одинаковые слагаемые; во II - прибавили и вычли одно и то же число, поэтому число 8 не изменилось; в остальных двух равенствах одинаковые части и целое.

У.: Вот, какие задания были у Зайца. А вы, молодцы, ребята!

И катится колобок дальше - только его заяц и видел.

Физкультминутка:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, значит, надо поскакать.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и ускакал.

Катится колобок по тропинке в лесу, а на встречу ему серый волк:

- Колобок, колобок, помоги мне решить задачу, а то я тебя съем!

У.: Давайте ребята и на этот раз поможем колобку?

Д.: Да!

Задача Волка:

III. Постановка проблемы. Открытие нового. Знакомство с составными задачами.

- Придумайте текст задачи по рисунку:

«Рис. 2»

У.: Что известно в задаче?

С.: Масса яблок в I корзине и на сколько масса яблок во II корзине меньше, чем в первой.

У.: Что надо узнать в задаче? Сколько вопросов видите на рисунке?

А.: Массу яблок во II корзине и массу яблок в двух корзинах.

У.: На какой вопрос можно будет ответить сразу?

К.: На первый: Сколько кг яблок во II корзине?

У.: А можно ли ответить на второй вопрос сразу? Почему?

Д.: Нет, сначала находим ответ на первый вопрос, а потом только на второй.

У.: Давайте попробуем составить схему к данной задаче.

(В результате совместной работы учащиеся получают схему задачи:)

«Рис.3»

- Сколько действий при решении задачи? Почему два действия? Что показывает фигурная скобка?

- Запишите решение в тетради и ответ.

Е.: 5 – 2 + 5 = 8 (кг.)

М.: 5 – 2 = 3

5 + 3 = 8 (кг.)

Ч.: 5 + (5 - 2) = 8 (кг.)

У.: Почему первое действие – вычитание?

Дети: Искали меньшее число.

У.: Почему второе действие - сложение?

Дети: Находили объединение массы двух корзин.

У. Молодцы, вы очень активно помогли колобку решить задачу волка.

Покатился колобок дальше – только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.

Слайды №4

- Колобок, колобок! Помоги и мне решить примеры и задачи.

У.: Давайте, ребята, и ему тоже поможем.

Д.: Да!

Задание Медведя.

IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.(УМК – М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – Москва 2008г. )

  1. Решение составных задач. №3 стр.15
    Галя вышила 5 цветочков, а Вера - на 2 цветочка меньше. Сколько цветочков вышила Вера? Сколько всего цветочков вышили девочки?
  2. №8 стр. 15.

В магазин привезли 5 ящиков с морковью, а со свёклой на 2 ящика меньше. Сколько ящиков со свёклой привезли в магазин? Сколько всего ящиков с морковью и свёклой привезли в магазин?

Решение задачи фронтально, разбор по аналогии с предыдущей задачей.

У. Вот и ему вы замечательно помогли, молодцы, ребята.

И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли.
Думали, там страшный зверь.

Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

Слайд №5

- Здравствуй колобок! Какой ты пригожий, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и рассказал, кому он вместе с ребятами помог решать примеры и задачи. Вот тогда и лиса тоже попросила порешить примеры и задачи.

Примеры и задачи Лисицы:

V. Повторение и закрепление пройденного.

1) Состав чисел 6,9.

а

3

1

4

b

   

2

a + b

6

6

 

 

а

9

9

9

b

3

 

5

a - b

 

1

 

Ребята выполняют самостоятельно, потом проводят взаимопроверку.

2) Решение примеров в несколько действий:

3) Работа с карточками.

Какие фигуры составлены с помощью этих 2 треугольников. Раскрась эти фигуры цветными карандашами.

4) Логические задачи:
  • Как удобно выполнить задание и не допустить ошибку? (Фиксируем одну букву, а две другие меняем местами)

О Т К, О К Т, Т О К, Т К О, К О Т,

К Т О.

У.: Что вы заметили?

Д.: В нескольких вариантах получились слова: Т О К, К О Т, К Т О.

  • В семье три сестры и один брат. Сколько детей в семье? (3 + 1 = 4)
  • Составление задач по рисункам. Откройте страницу 15. Задание. 9. Что вы можете рассказать о рисунках в этом задании?

Рисунок. На ветке сидят 4 птицы, правее ветки летят ещё 3 птицы.

Д.:

Рассказ 1. На ветке в саду 4 птицы, прилетели ещё 3. Всего в саду 7 птиц.

Рассказ 2. На ветке отдыхали 7 птиц. Три птицы вспорхнули и полетели, а 4 остались на ветке.

Рассказ 3. Летели 7 птиц. 4 сели отдохнуть на ветку, а 3 полетели дальше.

Рассказ 4. На рисунке 7 птиц, но 3 хотят улететь. Когда они улетят, останется 4 птицы.

Рассказ 5. На ветке сидели 4 птицы, а 3 птицы полетели дальше.

(Обсуждение, сравнение с точки зрения их различия и сходства сделали сразу.)

У.: Вот и ей помогли, молодцы.

- Славный ты, колобок. Только вот что скажу: без разрешения взрослых нельзя выходить, я тебе помогу вернуться домой.

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

У.: Очень хорошо! Продолжим!

VI. Подведение итогов урока:

У.: Ребята, в дальнейшем мы продолжим работу над задачами. А какое вы открытие для себя сделали? Сможете ли вы самостоятельно решить составную задачу?

Р.: Я узнал о составных задачах.

А.: Я узнал, что можно находить ответ и с помощью схем.

М.: Мне очень понравилось помогать героям сказки, вместе с ними решать примеры и задачи.

У.: Спасибо за урок! Вы очень внимательны, дружно работали и помогали не только друг другу, но и сказочным героям. Надеюсь, и в дальнейшем вы будете такими же внимательными и старательными.