Оборудование:
-
«Волшебный квадрат»,
-
рисунок к задаче,
-
арточки со схемами задач для групповой работы,
-
карточки для индивидуальной работы,
-
презентация сказки «Колобок»
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
У.: Добрый день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов своему товарищу.
У.: Ребята, сегодня мы с вами проведём урок – сказку. Какие типы сказок вы знаете?
Р.: Волшебные.
М.: О животных.
А.: Бытовые.
У.: Правильно. А давайте посмотрим, с какими героями мы встретимся.
Слайд №1
Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь – то? Муки нет.
- Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
Слайд №2
- Колобок, колобок! Помоги мне решить примеры, а то я тебя съем!
У.: А колобок в школе не учился, поможем ли ребята колобку?
Д.: Да!
Задание Зайца:
II. Актуализация опорных знаний.
1). «Волшебный квадрат».
«Рис.1»
(Суммы чисел по строкам и столбцам равны.)
У. Какие вы у меня молодцы!
2) На доске даны числа:
- Запиши эти числа в порядке увеличения.
- Каких чисел нет?
Х.: Я думаю, что нет чисел (4, 5, 8).
У.: Согласны ли Вы с Хаяной?
Д.: Да!
- Запишите их в порядке увеличения.
У.: Комментируйте свои записи.
Х.: Я думаю, что они натуральные числа.
Я.: А ещё мы их написали по порядку.
Ш.: И не просто по порядку, а в натуральном ряду чисел.
У.: Правильно, вы написали натуральный ряд чисел в порядке увеличения.
3) Состав чисел. Вставьте пропущенные числа.
У.: Что интересного заметили?
Х.: В I равенстве одинаковые слагаемые; во II - прибавили и вычли одно и то же число, поэтому число 8 не изменилось; в остальных двух равенствах одинаковые части и целое.
У.: Вот, какие задания были у Зайца. А вы, молодцы, ребята!
И катится колобок дальше - только его заяц и видел.
Физкультминутка:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, значит, надо поскакать.
Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг и ускакал.
Катится колобок по тропинке в лесу, а на встречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, помоги мне решить задачу, а то я тебя съем!
У.: Давайте ребята и на этот раз поможем колобку?
Д.: Да!
Задача Волка:
III. Постановка проблемы. Открытие нового. Знакомство с составными задачами.
- Придумайте текст задачи по рисунку:
«Рис. 2»
У.: Что известно в задаче?
С.: Масса яблок в I корзине и на сколько масса яблок во II корзине меньше, чем в первой.
У.: Что надо узнать в задаче? Сколько вопросов видите на рисунке?
А.: Массу яблок во II корзине и массу яблок в двух корзинах.
У.: На какой вопрос можно будет ответить сразу?
К.: На первый: Сколько кг яблок во II корзине?
У.: А можно ли ответить на второй вопрос сразу? Почему?
Д.: Нет, сначала находим ответ на первый вопрос, а потом только на второй.
У.: Давайте попробуем составить схему к данной задаче.
(В результате совместной работы учащиеся получают схему задачи:)
«Рис.3»
- Сколько действий при решении задачи? Почему два действия? Что показывает фигурная скобка?
- Запишите решение в тетради и ответ.
Е.: 5 – 2 + 5 = 8 (кг.)
М.: 5 – 2 = 3
5 + 3 = 8 (кг.)
Ч.: 5 + (5 - 2) = 8 (кг.)
У.: Почему первое действие – вычитание?
Дети: Искали меньшее число.
У.: Почему второе действие - сложение?
Дети: Находили объединение массы двух корзин.
У. Молодцы, вы очень активно помогли колобку решить задачу волка.
Покатился колобок дальше – только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.
Слайды №4
- Колобок, колобок! Помоги и мне решить примеры и задачи.
У.: Давайте, ребята, и ему тоже поможем.
Д.: Да!
Задание Медведя.
IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.(УМК – М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – Москва 2008г. )
- Решение составных задач. №3 стр.15
Галя вышила 5 цветочков, а Вера - на 2 цветочка меньше. Сколько цветочков вышила Вера? Сколько всего цветочков вышили девочки? - №8 стр. 15.
В магазин привезли 5 ящиков с морковью, а со свёклой на 2 ящика меньше. Сколько ящиков со свёклой привезли в магазин? Сколько всего ящиков с морковью и свёклой привезли в магазин?
Решение задачи фронтально, разбор по аналогии с предыдущей задачей.
У. Вот и ему вы замечательно помогли, молодцы, ребята.
И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли.
Думали, там страшный зверь.
Постукивание по парте подушечками всех пальцев одновременно.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
Слайд №5
- Здравствуй колобок! Какой ты пригожий, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и рассказал, кому он вместе с ребятами помог решать примеры и задачи. Вот тогда и лиса тоже попросила порешить примеры и задачи.
Примеры и задачи Лисицы:
V. Повторение и закрепление пройденного.
1) Состав чисел 6,9.
а |
3 |
1 |
4 |
b |
2 |
||
a + b |
6 |
6 |
а |
9 |
9 |
9 |
b |
3 |
5 |
|
a - b |
1 |
Ребята выполняют самостоятельно, потом проводят взаимопроверку.
2) Решение примеров в несколько действий:
3) Работа с карточками.
Какие фигуры составлены с помощью этих 2 треугольников. Раскрась эти фигуры цветными карандашами.
4) Логические задачи:- Как удобно выполнить задание и не допустить ошибку? (Фиксируем одну букву, а две другие меняем местами)
О Т К, О К Т, Т О К, Т К О, К О Т,
К Т О.
У.: Что вы заметили?
Д.: В нескольких вариантах получились слова: Т О К, К О Т, К Т О.
- В семье три сестры и один брат. Сколько детей в семье? (3 + 1 = 4)
- Составление задач по рисункам. Откройте страницу 15. Задание. 9. Что вы можете рассказать о рисунках в этом задании?
Рисунок. На ветке сидят 4 птицы, правее ветки летят ещё 3 птицы.
Д.:
Рассказ 1. На ветке в саду 4 птицы, прилетели ещё 3. Всего в саду 7 птиц.
Рассказ 2. На ветке отдыхали 7 птиц. Три птицы вспорхнули и полетели, а 4 остались на ветке.
Рассказ 3. Летели 7 птиц. 4 сели отдохнуть на ветку, а 3 полетели дальше.
Рассказ 4. На рисунке 7 птиц, но 3 хотят улететь. Когда они улетят, останется 4 птицы.
Рассказ 5. На ветке сидели 4 птицы, а 3 птицы полетели дальше.
(Обсуждение, сравнение с точки зрения их различия и сходства сделали сразу.)
У.: Вот и ей помогли, молодцы.
- Славный ты, колобок. Только вот что скажу: без разрешения взрослых нельзя выходить, я тебе помогу вернуться домой.
Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
У.: Очень хорошо! Продолжим!
VI. Подведение итогов урока:
У.: Ребята, в дальнейшем мы продолжим работу над задачами. А какое вы открытие для себя сделали? Сможете ли вы самостоятельно решить составную задачу?
Р.: Я узнал о составных задачах.
А.: Я узнал, что можно находить ответ и с помощью схем.
М.: Мне очень понравилось помогать героям сказки, вместе с ними решать примеры и задачи.
У.: Спасибо за урок! Вы очень внимательны, дружно работали и помогали не только друг другу, но и сказочным героям. Надеюсь, и в дальнейшем вы будете такими же внимательными и старательными.