Интегрированный урок Математика +окружающий мир "Решение простых и составных задач разных типов и видов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепление навыков решения текстовых задач. Ознакомление с планетами Солнечной системы.

Задачи:

  • Образовательные:

    • закрепление навыков решения текстовых задач;

    • формирование вычислительных навыков в пределах 100 без перехода через десяток;

    • ознакомление с планетами Солнечной системы.

  • Воспитательные:

    • воспитание в детях дисциплинированности, уважения друг к другу, умения работать в парах;

    • формирование нравственных качеств личности.

  • Развивающие:

    • развитие познавательных психических процессов учеников: логического мышления, памяти.

  • Здоровьесберегающие:

    • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

    • смена видов деятельности детей на уроке;

    • осуществление двигательной активности.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран,

  • мультимедийная презентация,

  • раздаточный материал.

Ход урока

I. Орг. момент. Подготовка к восприятию урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир космоса. Сядьте ровно, выпрямите спинки, красиво сложите руки, ведь сегодня вы все космонавты! А какими качествами обладают космонавты? (Ответы учащихся.)

- Правильно, а ещё смекалкой, дисциплинированностью и хорошими знаниями. Вы готовы показать всё это в нашем космическом полёте? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний Учащихся. Устный счёт.

- Ой, ребята, мы не можем отправиться в полёт! Почему? (У нас нет космической ракеты). Ребята, наша космическая ракета рассыпалась на несколько частей. Посмотрите, на слайд, как можно назвать эти части? (геометрические фигуры).

- Давайте, вместе соберём ракету. Узнайте, о какой геометрической фигуре идёт речь, и поставьте её на нужное место.

- У этой фигуры все стороны равны (квадрат).

- Эти 2 сиреневые фигуры имеют по 3 угла (треугольники).

- Эта фигура отличается от предыдущих цветом (треугольник).

- У этой фигуры противоположные стороны равны и все углы прямые (прямоугольник).

(Дети подходят к доске, называют фигуру и ставят её на нужное место.) Теперь наша ракета готова к запуску!

- Ребята, на нашем корабле есть компьютер, но он очень сложно запрограммирован. Если мы разгадаем цепочки и запишем последние числа в строчку, получим пароль для запуска ракеты.

5 7 9 …

18 15 12 …

4 7 6 …

- Итак, какой пароль мы получили? Введём его в нужную ячейку: 119587.

- Встаньте, приготовьтесь, наша ракета начинает запуск, на старт, внимание, пуск! (Дети изображают движение ракет).

III. Обобщение, систематизация и структурирование знаний учащихся.

Работа по закреплению пройденного материала.

- Ребята, где мы оказались? Это Солнечная система. Посмотрите, как много здесь разных, необычных планет и все они вращаются вокруг Солнца. Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8 планет), перечислите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Мы сегодня побываем на всех планетах, на каждой нас ждут необычные космические задачи. Значит тема нашего урока: решение задач. Если мы решим все задачи, то спасём планеты. Вы готовы начинать наше путешествие? Итак, вперед нас ждут интересные приключения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1) - Какая планета, первая на пути? (Меркурий). Это самая близкая планета к Солнцу и самая маленькая. Рассмотрите её поверхность, здесь очень много кратеров. Кратеры - это углубление на вершине вулкана. Посмотрите, на этой планете нам оставили сообщение. (Читаем сообщение). “Помогите спасти планету, решите задачу!” Ну что, ребята, поможем?

Задача:

На нашей планете 48 действующих вулканов, а недействующих 22. Сколько всего вулканов на нашей планете?

(Разбор задачи).

48+22=70 (в.)

Ответ: 70 вулканов.

Запишите решение в тетради.

- Отлично! Вы справились с первым заданием, и мы продолжаем наше путешествие.

2) - Как называется следующая планета? (Венера). Венеру Легко распознать, так как она по блеску превосходит самые яркие звёзды. Посмотрим, оставили ли нам здесь задание?

Задача:

Космонавты, проводя эксперимент, высадили 44 растения. Это деревья, цветы и кустарники. Деревьев – 20, а цветов 14.

Ребята, мы можем назвать эту запись задачей? Почему?

К задаче нет вопроса.

Поставьте вопрос к задаче.

- Сколько кустарников посадили космонавты?

Молодцы, вы хорошо умеете ставить вопросы к задачам.

IV. Офтольмологическая гимнастика для глаз.

- Посмотрите, а что за звезда в нашей космической галактике? Проверим, есть ли что-то для нас на этой планете? Это зарядка для ваших глаз. Ведь у космонавтов должно быть хорошее зрение (гимнастика для глаз “Звездочет”).

- Наши глаза отдохнули, и нас ждут новые задачи.

3) - А следующую планету, часто называют красной из-за её оттенка, как называется эта планета? (Марс). Её назвали в честь древнегреческого бога войны Марса.

- Ребята, на этой планете, нет задачи, а что это? (10+9=19). Это выражение, которое может служить решением задачи.

- А из чего состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ). Чего не хватает, чтобы запись была задачей? (Условия).

- Придумайте условие, так, чтобы оно соответствовало решению. (Дети предлагают свои варианты).

4) - На какую планету мы полетим дальше? Как она называется? (Юпитер). Эта планета самая крупная в Солнечной системе. Ребята, с неё нам пришла космическая телеграмма. Давайте, посмотрим, что в ней написано. (Детям раздаётся тест задачи).

С собой в полёт космонавты взяли 22 банки космической тушёнки и 16 банок шпротов. 7 банок они уже съели. Сколько банок осталось у космонавтов?

(Разбор задачи)

Решение:

1) 22+14=36(б.)

2) 36-6=30(б.)

Ответ: 30 банок.

- Кто может записать задачу выражением, одним действием?

22-(7+6)=9

22-7+6=9

- Молодцы ребята!

V. Физкультминутка.

- Следите за звёздочками на слайде и хлопайте в ладоши там, где они появляются. Будьте внимательны!

5) - Следующая планета самая красивая в Солнечной системе. Её называют газовым гигантом. Эта планета отличается заметными газовыми кольцами. Давайте поищем задание.

Задача:

На космическом корабле 56 космонавтов. Сколько из них высадились на орбиту, если на корабле осталось 42?

Запишем условие задачи.

О чём говорится в задаче? Что нам известно? Какие слова возьмём для краткой записи.

Было -56 к.

Вышли- ?

Осталось – 42 к.

Запишите условие в тетрадь.

Разбор и решение задачи.

1) 56-42=14(к.)

Ответ: 14 космонавтов.

6) - Летим на следующую планету. Как она называется? (Уран). Эта планета была открыта первая с помощью телескопа. Посмотрим, какое задание нас ждёт здесь.

Задача:

У планеты 27 спутников. 17 из них небольшого размера. Сколько больших спутников у планеты?

- Запишите в тетрадь только решение и ответ. (Самостоятельное решение задачи учащимися).

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите ручки другого цвета, правильное решение задачи написано на слайде. Проверьте, как решил задачу ваш сосед. Если задача решена правильно, возьмите в руки простые карандаши и нарисуйте в тетради ракету, такую же, как на слайде, копируя всё по клеточкам, если неправильно, то исправьте задачу.

27-17=10 (сп).

Ответ: 10 спутников.

7) Итак, наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся на нашу планету. Как она называется? Это 3 планета от солнца. Она самая большая из планет земной группы (показать). Ребята, наша планета, самая красивая, рассмотрите её внимательно. А какую планету мы ещё не посетили? Эта планета самая дальняя планета от Солнца, но мы на ней обязательно ещё побываем.

VI. Подведение итогов.

- Наше путешествие подошло к концу! Вы хорошо поработали и спасли все планеты!

- На скольких планетах мы побывали? Сколько их всего в Солнечной системе?

- Как называется планета, на которой мы живём?

- Какие задания мы выполняли при посещении планет?

- Из чего состоит задача?

- Вам понравился наш урок-путешествие?

- А я поняла, что многие из вас могут стать настоящими космонавтами.

- Ребята, вы молодцы! Отлично потрудились, узнали, какие планеты есть в нашей Солнечной системе, выполнили все задания, спасли планеты. На этом наш урок окончен, спасибо за работу. До свидания!