Оборудование:
- Мультимедийная презентация.
- Доклады о земноводных.
- Рисунки-схемы, отражающие пищевые цепи.
- Письмо-жалоба, написанное от имени земноводного.
- Кассета, с голосами земноводных.
Организация деятельности учащихся:
Урок проходит в игровой форме. Учитель вместе с учащимися отправляется на конкурс “Мисс - Амфибия”, где знакомятся с многообразием земноводных и их ролью в природе.
Учитель: По видовому составу класс земноводные занимает среди животных скромное место: на территории России насчитывается всего лишь 23 вида земноводных.
Однако при бедности видового состава класса амфибий, их численность, во всех подходящих для них местах, оказывается огромной. Вспомним хотя бы многоголосые лягушачьи концерты.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми представителями класса амфибий. А чтобы узнать их поближе, давайте заглянем па конкурс “ Мисс-амфибия”, посмотрим, что там происходит, послушаем, о чем там идет речь
( слайд 1).
Доклады учащихся (с комментариями учителя, если это необходимо) При выступлении ребят звучит музыка, голоса земноводных (на слайде появляется изображение животного со 2 по 14).
Учитель: Мы с вами побывали на конкурсе, какое из земноводных вам запомнилось и чем? (ответы ребят) слайд 15
К нам на конкурс поступило письмо-жалоба, давайте его прочитаем и угадаем, чья это жалоба и постараемся разобраться, виновато то ли это животное? (слайд 16)
Зачитываю письмо.
Вопрос - Все ли предъявляемые этому животному обвинения правильны? (ответы ребят, мои комментарии к письму).
Учитель: Подобно другим животным, входящим в состав сообществ, амфибии являются не только потребителями пищи, но и объектом питания хищников, таким образом, они включаются в общий биологический круговорот - круговорот живого вещества (слайд 17)
Ученик (ки) составляют свои цепи питания, используя рисунки – схемы (работа в тетради)
Вопрос - Какую еще роль играют земноводные в природе? (Ответы ребят).
Учитель: Ребята, давайте попробуем распределить ваши ответы в виде таблицы (слайд18)
Положительное значение |
Отрицательное значение |
1 2 3 |
1 2 3 |
Заполняем таблицу, каждое значение комментируем.
Учитель: Подведем итог.
Зачитать стихотворение о земноводных (если остается время).
Д/З слайд 19
Письмо - жалоба.
Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом - многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А еще говорят, будто я помимо различной живности поедаю так же ягоды, особенно землянику и клубнику. Но разве это так? Разберитесь, пожалуйста, чего во мне больше: пользы или вреда? (Ответ – ЖАБА) слайд
Комментарии к письму:
- Одна жаба может охранять огород размером 2 сотки от гусениц и червей.
- Жабы и лягушки без вреда для себя поедают и ярких “несъедобных” насекомых.
- Жабы активны ночью и являются для ночных насекомых-вредителей главным врагом.
- Жабы и лягушки хватают только движущиеся предметы, а неподвижные не замечают. Поэтому неправильно обвинять земноводных в поедании ягод.
- Если в доме тараканы - принеси жабу, и они исчезнут.
Песня лягушат
У нас глазища, как алмазы,
И кожа цвета изумруда.
И мы рождаемся три раза,
А это, братцы, просто чудо!Икринка малая в комочке,
И головастик в резвой стайке,
И вот лягушечка на кочке
Поет иль скачет по лужайке.Вмерзла в лед и вновь жива -
Вот лягушка какова!Мы дышим жабрами, как рыбы.
Мы дышим легкими, как люди.
Как птицы, мы летать могли бы,
Но лучше петь, как птицы, будем.Ква-ква! Быть может, наши трели
Не слишком ценят птицы эти.
Зато мы первыми запели,
Когда их не было на свете!Лет миллион, а может, два
Слышал мир одно, ква-ква.Мы на лужайках рекордсменки,
Мы в каждой луже чемпионки.
У нас прыгучие коленки,
У нас на лапках перепонки.
Конечно, мы холодноваты,
Но в ваших сказках мы - царевны!