Форма проведения урока: игра “Биологический хоккей” (работа в группах- командах).
Цель урока:
- Задействовать когнитивную деятельность учеников (познание)
- Развивать креативные способности детей: воображение, фантазию,
- Формировать коммуникативные навыки при обсуждении и работе в группах,
- Самоорганизация
Способы деятельности учеников:
- Познание окружающего мира,
- Создание личного продукта образования,
- Самоорганизация при повторении изученного материала,
- Коммуникативная работа в группах при обсуждении практических заданий.
Средства обучения:
- Компьютер,
- Таблицы по теме,
- “Шайбы”- карточки задания,
- Наборы сигнальных карточек для тестовой работы.
- Табло игры
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Условия игры.
Класс делится на 2 команды по 6 человек. Остальные зрители.
В каждой команде: 3 нападающего (слабые ученики), 2 защитника (средние ученики), вратарь – капитан команды(сильные ученики).
Учитель – судья, который оглашает счёт отбитых и пропущенных шайб.
На вопрос или задание, указанное на шайбе первыми отвечают нападающие. На обдумывание ответа даётся 1 минута.
Если ответ неправильный шайба направляется защитникам. На формулировку ответа даётся 30 сек.
Если защитники не справляются с заданием, в игру вступает вратарь. Он даёт ответ сразу.
Я надеюсь, что шайбы до ворот долетать не будут, а вратари будут оценивать игроков команды красными карточками за неправильные ответы или пассивность в игре.
Ход игры
-
Блиц жеребьёвка за право команде вступить в игру первой (Участвуют капитаны команд).
-
Первый период (Повторение особенностей строения, питания бактерий, грибов, лишайников).
- Перерыв (Сценка о значении грибов - Дрожжи и Пеницилл).
- Второй период (Повторение размножения и значение изученных организмов в природе и жизни человека).
- Перерыв (Заочное путешествие по лесной тропинке).
- Третий период (Работа с сигнальными карточками, выполнение тестовой работы по изученному материалу)
- Итоговый счёт. Оценка работы игроков команды капитаном. Выставление оценки.
2. Вопросы блиц- жеребьёвки.
- Иное, широко распространённое название белого гриба (боровик).
- Гриб, его часто называют дедушкиным , волчьим табаком (дождевик).
- Бактерии, изогнутые в виде запятой (вибрионы).
- Французский учёный, изучивший протекание многих инфекционных болезней, в честь которого назван один из способов обработки молока (Л.Пастер).
- Гриб – кистевик, вырабатывающий антибиотик, широко используемый в медицине ( пеницилл).
- Симбиотический организм гриба и одноклеточной водоросли (лишайник).
- Сочный корм для с/х животных, приготовленный из зелёной массы растений благодаря деятельности молочно – кислых бактерий (силос).
- Карантинная болезнь человека, возбудители которой передаются главным образом посредством блох (чума).
Капитан команды, набравший большее количество правильных ответов получает право вступить в игру со своей командой первым.
3. Шайбы 1 периода. (Вопросы , записанные на шайбах посылаются учителем в команды по очереди. За неправильный ответ команда получает гол – штрафной балл. Задача каждой команды набрать меньшее количество баллов).- Почему бактерии выделили в особое царство?
- Почему грибы не объединили с животными, ведь в их клетках содержится хитин?
- Кто такие стрептококки?
- Что такое микориза?
- Чем цианобактерии отличаются от других бактерий?
- Чем Мукор отличается от Пеницилла?
Д: Друзья, мы затеяли спор:
Какие грибы важнее?
Мы крошки – дрожжи, уже не одну тысячу лет человеку помогаем хлеб печь! Тесто от углекислого газа пышнее делается, а выделяется он при брожении.
П: Кого обмануть вздумали. При брожении глюкозы образуется этанол – этиловый спирт. А как он для человека вреден! Алкоголиками люди становятся. В руках ( С6Н12О6---- 2 С2Н5ОН + 2СО2 ) глюкоза этанол углекислый газ
П: Вот я – один из самых известных представителей группы несовершенных грибов. Именно у меня была открыта способность синтезировать антибиотики и выделять их из клеток. Человек использует эту плесень при производстве сыров “Рокфор” во Франции.
Д: Что ты мне тут сказки рассказываешь! Пеницилл – известный вредитель урожая, вызывает гниение плодов цитрусовых , яблок. На худой конец и хлебом и бумагой может закусить.
П.иД. вместе: Не будем спорить! Грибы разные нужны, грибы разные важны!
5. Шайбы 2 периода. Вопросы на логическое мышление.- На основании арифметических подсчётов установлено, что потомство одной бактерии через 5-6 суток могло бы заполнить все моря и океаны на Земле. Как можно объяснить, что в действительности этого не происходит?
- Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку на чурбаках спиленных деревьев, соломе. Почему нельзя выращивать белые грибы таким же способом?
- Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г.Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от лат. “фунгус” - гриб). Затем такое же вещество обнаружили в покрове тела насекомых. Как оно называется?
- Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?
- В кастрюле под крышкой остался варёный картофель, и про него забыли. через несколько дней открыли крышку и увидели пушистую “вату”. Как объяснить её появление?
- Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока?
Природа – это дом, в котором мы живём,
и в нём шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
хотим мы поселится в доме том на веки.
Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, ответь, такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнём,
Что будет, если в нём сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днём
растут цветы и хлеб,
Кругом смеются дети.
И этот, дом и смех – один, один для всех,
другого дома нет на целом свете.
Природа – это дом под снегом и дождём.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живём.
На это мирный дом имеем право!
Хорошо в лесу.
- Дремлют стройные красавицы ели.
- Много спелых лесных ягод.
- Чернеют душистые ягоды черёмух.
- Ярко-красными гроздьями свисает рябина.
- Застыли в зеленеющем брусничнике ярко-красные и оранжевые мухоморы. Нарядны их шляпки с белыми пуговичками-бородавками. Краса-гриб, а никто его не трогает. И до поздней осени стоит он, нетронутый, в своей холодно-ядовитой красе.
- На полянках, поодаль от деревьев, группами растут чёрные грибы – подберёзовики. Присмотритесь. В сухих перелесках растёт другой, бархатистый подберёзовик. Дотронешься до его оливковой шляпки, и она почернеет. Ищите и собирайте эти грибы.
Раннее утро. Первая туманная дымка закурилась над лесом.
Вот он, верный сигнал грибникам.
Есть такая примета: “Лесная гладь затуманилась… Значит, пошли и грибы”.
Дело заманчивое. Скорей с корзинками в лес!
Спасибо за внимание. Закончилось наше заочное путешествие в царство “Берендея”.
7. 3 период. Работа с сигнальными карточками. Красный – да, синий – нет.- Бактерии и грибы гетеротрофы
- Бактерии и грибы размножаются спорами.
- Грибы – паразиты это трутовик.
- Лишайники не причиняют вреда деревьям, на которых поселяются.
- Микориза – это заболевание растений, вызываемое грибами.
- Гриб – пеницилл вырабатывает антибиотик, широко используемый в медицине.
- Симбиотический организм гриба и одноклеточной водоросли - лишайник.
- Сочный корм для с/х животных, приготовленный из зелёной массы растений благодаря деятельности молочно – кислых бактерий называется силос.
- Карантинная болезнь человека, возбудители которой передаются главным образом посредством блох чума.
- Бактерии, изогнутые в виде запятой- бациллы.
Список литературы:
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии:Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники.- М.:Просвещение:АО “Учеб. Литер), 1996 г.
- Биология. 6-7 кл.:нестандартные уроки и внеклассные мероприятия/сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград:Учитель, 2005
- Томанова З.А. Природа родного края: учеб. Пособие для учащихся 6 кл./ З.А. Томанова, А.Н. Любарский. –СПб.:Спец. Литер.,2007