"Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Разделы: История и обществознание


Цели: формировать понятие мудрого человека, формировать умение оценивать изучаемые факты, способствовать формированию толерантности и позитивного отношения к людям старшего поколения

Задачи: высказывать своё мнение, внимательно читать и находить нужную информацию в тексте, группировать по указанному признаку, делать вывод.

Оборудование:

  • учебник А.А.Вигасина «История древнего мира»,
  • карта.
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Вызов. Сегодня нам предстоит начать знакомство с ещё одним государством древности – Китаем. Это государство сохранилось до наших дней и о нём говорят и пишут очень много в средствах массовой информации. А что вы знаете о Китае? (ответы записать на доске)
  3. К этому перечню можно добавить одно имя – это Конфуций. Он жил в 5 в. до н.э. Китайцы считали и считают его мудрецом. Как вы думаете, кого можно считать мудрецом? (ответы записать) А теперь свои предположения сравните с определением мудреца из словаря – Приложение 1. Сравните ваши ответы и объяснение из словаря.
  4. А можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев мудрец, а может быть он мудрец только для того времени? Ответы учащихся фиксируются на доске. Ответы у нас получились разные. Как можно выяснить, кто прав? Познакомившись с учением, мыслями Конфуция. Для этого надо прочитать учебник.
  5. Содержание. Работа с текстом учебника на стр. 100 – 103, пункты 2 и 4: читая текст, распределяем информацию на две части – «+» эти идеи Конфуция нам подходят, «-» эти идеи нам не подходят. Значки ставим карандашом на полях. Класс делим на три группы и примерно на три части делим текст.
  6. После завершения работы с текстом, группы знакомят весь класс со своей работой. Во время выступления группы в тетради делаем записи в две колонки
  7. +

    -

    Младшие уважают старших, дети уважают родителей.

    Старшие внимательны к младшим и заботятся о них.

    Похвала в виде сравнения с древним героем

    Бережно хранить рассказы о старине.

    Снимать обувь при входе в дом

    Не вытягивать ноги

    Не ходить с распущенными волосами

    Порядок должен быть в семье, в государстве, в отношениях младших и старших

    Вежливость со всеми: кто ниже или выше по положению.

    Уважать правителя как отца.

    Правитель относится к подданным как к детям. Воспитание на своём примере.

    Нельзя быть жестоким.

    Жертвоприношения в честь покойных родителей и более отдалённых предков.

    Вера в сверхъестественных существ

  8. На основе записей делаем вывод – ответ на поставленный в начале урока вопрос: можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев, или мудрец только для того времени? Конфуция мы можем считать мудрецом, а не только китайцы, т.к. большинство идей Конфуция подходят для нас.
  9. В колонке с «+» выделяем те мысли, которые могут пригодится любому человеку. После выделения информации ещё раз обращаемся к понятию мудрец – кого можно считать мудрецом? Мудрец тот, кто может учить тому, что всегда пригодится в жизни любому человеку.
  10. Рефлексия: сегодня на уроке 1) я узнал …, 2) я понял ….
  11. Домашнее задание: §22 п.1,3, в.3 (устно)