Цель урока:
- создать положительную мотивацию для выполнения раздела “Рукоделие”, умение поддерживать духовно-нравственные традиции предков в изготовлении продуктов деятельности декоративно-прикладного искусства
- развивать знания о традициях, культуре русского народа, своей семьи, возможность реализации их на практике
- воспитывать уважительное отношение к своей национальной истории, народным обычаям и традициям, уважительное отношение к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и его результатам.
Дидактическая цель: развитие познавательной активности, отдельных навыков проектирования: ассоциативного мышления, исследования.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический, самостоятельная работа
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуально
Тип урока: Урок объяснения нового материала, практическая работа
Методическое оснащение урока:
- Выставка изделий
- Слайдовая презентация
- Бланки с ассоциациями
- Ткань для изготовления оберегов 2-х цветов
- Нитки
- Ножницы
- Образец оберега
- Выпечка
1.Организационный этап.
Психологическая подготовка учащихся. Я рада вас видеть, мы снова сегодня будем работать вместе. Надеюсь, у вас будет хорошее настроение.
2.Мотивация - этап актуализации субъектного опыта учащихся
Когда вас посещает хорошее настроение?
Мы с рождения окружены хороводом праздников. Праздники общенародные и церковные, праздники личные и семейные; годовщины приятных событий, юбилеи, встречи. И наши новые праздники, и наши старые, подзабытые религиозные стоят того, чтобы мы вспомнили традиции, сопровождающие их: обычаи дарения подарков, обычаи праздничных столов.
Романова Е.В. 221-598-879
Я думаю, что вы уже догадались, что речь на уроке пойдёт о праздниках и традициях, связанных с ними.
Слайд 1. Объявление темы урока, запись в тетрадь.
Сегодня урок необычный, у него есть имя. Имя урока “Радостный день”.
Слайд 2. Цели урока
3. Этап изучения нового материала
1. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого
Наши ученицы провели исследование: как следуют традициям наших предков в их семьях?
Слайд 3. Диаграмма с результатами анкетирования
Вопросы анкеты:
- Что такое праздник?
- Какие праздники больше всего любят в вашей семье?
- Празднуют в вашей семье православные праздники?
- Есть ли вашей семье традиционные блюда?
- Что вы знаете о традициях празднования Троицы?
- Какие традиционные блюда готовят на Благовещение?
- Что такое “писанки”?
- Назовите пословицы и поговорки, связанные с праздниками
Слайд 4. Определение праздника. Запись в тетрадь.
Слайд 5. Представление праздника
2. Организация внимания. Упражнение “ Мудрые совы”. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Каждая группа получает своё задание.
Обучаемые получают задание с вопросами.
Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и неизвестной.
- Какие традиции праздника вы хотели бы продолжить?
- Какие вы встретили пословицы и поговорки?
Слайды с изображениями и фотографиями праздников
Обсуждение. Вывод учителя. На празднике принято дарить подарки. А самые ценные подарки сделаны своими руками. Сегодня мы научимся делать особые подарки – обереги. Физкультминутка
4 этап. Практическая работа “ Изготовление оберега”
Слайд 6. Определение оберега. Запись в тетрадь.
А сейчас у нас появится машина времени, и мы окажемся в древней старине, в 987году. Я буду хозяйкой дома, а вы девушками, которые будут творить обереги для своих суженных.
Романова Е.В. 221-598-879
- Инструктаж по технике безопасности.
- Изготовление работы вместе с учителем
- Вывод
5. Этап первичной проверки знаний
Упражнение на ассоциации. Обучаемым предлагаются задания с ассоциациями. Это карточки с приметами традиций праздников.
Дети должны узнать знакомый им праздник.
6. Подведение итогов
Возвращение к целям урока
Слайд 2
7. Рефлексия. Понравился ли вам урок?
8. Домашнее задание: трансформация знаний.
Найти и зарисовать обереги орнаменты для вышивания традиционные для Тамбовской области.
9. Подведение итогов. Вспомните приподнятое настроение, которое посещает нас и до праздника и после. Получается праздник длиною в жизнь, с прелестными народными обычаями и обрядами, которые я, надеюсь, вы возьмёте в свои семьи.
10. Оценки