Цели урока:
- Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого.
- Закрепить литературоведческие понятия “басня”, “мораль”, “аллигория”.
- Учить выделять основную мысль в басне.
- Обучать делать сравнительный анализ текстов разных авторов.
- Работать над техникой выразительного чтения и развитием творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- мультимедийное оформление,
- рисунки,
- таблица,
- портреты баснописцев.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
К сегодняшнему уроку вам было задано написать небольшие рассказы, обличающие людские пороки, сделать выводы( глупость, жадность, вредность, жестокость) и нарисовать к ним иллюстрации.
Опрос учащихся, чтение ими рассказов.
Бударина Лиза “ Бывает же такое в жизни”.
Этот случай произошел с моей мамой. Она поступила в институт на 1 курс, ей было16 лет. И буквально на первом же уроке физкультуры преподаватель решил проверить студентов в беге на дистанцию в 3 км. Оборудованного стадиона в те времена не было, и этот кросс проходил вокруг небольшого поля, засеянного кукурузой. А так как на дворе был сентябрь, то кукуруза была довольно высокая. Моя мама с подружкой решили из положенных 3 кругов 2 отсидеть в высоких зарослях кукурузы, а на 3 круг выбежать со своей группой первокурсников. Все бы ни чего, но, не рассчитав время, они выбежали раньше всех. Преподаватель, не почувствовав подвоха, расхваливал девочек, зафиксировал время, за которое девочки пробежали 3 км. Конечно, таких результатов не было давно. Вся группа во главе с тренером радовалась небывалому результату. Только вот маме с её подружкой было как-то не по себе. Но прошло время, и этот случай забылся, но ненадолго. Буквально через пару недель девочек вызвали в деканат и торжественно объявили, что они двое должны будут представлять Политехнический институт на межвузовских соревнованиях по бегу. Мама с подружкой от стыда не находили себе места. Когда пришло время соревнований, естественно, они прибежали самые последние среди настоящих спортсменов и тем самым подвели свою команду. Позже они признались и рассказали всю правду. После этого случая они раз и навсегда поняли, что любое вранье, даже, на первый взгляд, безобидное, может повлечь за собой непредсказуемые последствия.
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в литературную игру по страницам произведений, изученных во 2-ом и 3 классах.
Ребята, определите, из каких произведений эти строки и кто их автор?
Литературная игра
1. Слайд 2:
“ В лесу соловушко зарёю вечерней пел,
А филин на сосне нахмуряся сидел
И укал что в нем было мочи,
Как часовой средь ночи.”
Ответ ( А. Е. Измайлов “Филин и Чиж”.)
2.Слайд 3:
“Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно.”
Ответ: ( Эзоп “ Бесхвостая лисица”)
3. Слайд 4:
“У сильного всегда бессильный виноват :
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.”
Ответ ( И. А. Крылов “ Волк и Ягненок”.)
4. Слайд 5:
“ Когда в товарищах согласья нет ,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, просто мука.”
Ответ ( И. А. Крылов “ Лебедь, Щука и Рак” )
Повторение литературных терминов.
Учитель: Как вы поняли, все эти произведения относятся к жанру басни.
Что такое басня?
Слайд 6: Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы”.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.
Басня- небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.
Учитель: Какие людские пороки вы можете перечислить?
-( Хитрость , жадность, глупость, упрямство, лицемерие.)
Учитель: Теперь, повторив термин “басня” мы можем сделать вывод, что написанные вами рассказы тоже можно отнести к жанру “ басен”, ведь басня-это стихотворное или прозаическое произведение.
- А какое художественное средство используется в басне?
Ответ: ( Аллегория)
Слайд 7: Аллегория- слово, пришедшее из греческого языка. Обозначает иносказание.
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя- неуклюжесть, в образе Осла- глупость , упрямство, в образе Муравья- трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним , что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).
Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Слайд 8 : Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
Физ. минутка
III .Введение в тему. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
– Вспомнив сюжеты уже знакомых вам басен, познакомимся с басней “ Стрекоза и Муравей”. Поговорим о том , какая тема раскрывается в ней и какие людские пороки высмеиваются.
Перед вами, ребята, портреты великих баснописцев.
Слайд 9: Иван Андреевич Крылов (портрет)
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Строки его басен стали пословицами и поговорками”.
Слайд 10: портрет Л.Н. Толстого
“Л.Н. Толстой – великий русский писатель, философ”. Он писал как для взрослых, так и для детей. Писатель интересовался языками, занимался музыкой, медициной, сельским хозяйством. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.
Слайд 11: портрет И.И.Хемницера
“И.И.Хемницер – считался самым значительным русским баснописцем до И.А.Крылова он автор многих басен, высмеивающих глупость, тупость, лесть и ложь. Свои басни сочинял в стихотворной форме”.
Учитель:
- Одной из тем, связывающих творчество этих баснописцев, является тема трудолюбия и лености. Она раскрывается в басне, герои которой Стрекоза и муравей. А теперь выразительно прочитаем басни.
Выразительное чтение басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера и Л.Н. Толстого..
Учитель: Чтобы лучше проникнуть в суть басни, давайте инсценируем басню И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”. Это поможет нарисовать образы героев басни – Муравья и Стрекозы.
Инсценировка басни, передача при помощи слов и жестов смысла произведения, устное рисование.
– Каким вы увидели Муравья? Дайте его описание.
– Какой вы представляете Стрекозу? Нарисуйте образно её портрет.
Работа с пословицами, определяющими мораль басни “Стрекоза и муравей”.
Слайд 12: Ребята, собирайте пословицы и определяйте, в которой из них заключена мораль басни “Стрекоза и муравей”.