Задачи:
- Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать нормой поведения в природе.
- Работать над развитием речи, воображения, логического мышления учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, умение работать в отношениях «ученик – ученик», аккуратность.
Оборудование: учебник, индивидуальный раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием), дополнительный материал для индивидуальной подготовки учащихся, схемы «Правила поведения в природе», магнитофон, мультимедийный проектор.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Примечания |
|||||||||||||||||||||||
1. | Организаионный момент | |||||||||||||||||||||||||
2. | Проверка домашнего задания | – Весной в цветущие сады часто выносят
ульи с пчелами. Для чего это делают? – Что образуется на месте цветов после опыления? – Как распространяются плоды и семена растений? – Ветер, человек, птицы, насекомые. – Какое значение это имеет для растений? – Увеличение численности, распространение на новые территории. – Какие условия необходимы для распространения семян? – Тепло, почва, влага. – Как из семени развивается растение? – Какие способы размножения вы знаете еще? – Корнем, клубнем, луковицей. Во время опроса 2 ученика работают по карточкам КАРТОЧКА 1 – Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений: – семя; КАРТОЧКА 2 – Как расселяются растения? Напиши рядом с названием растения способ распространения его семян. 1. Клён … |
Работа по карточкам
|
|||||||||||||||||||||||
3 | Викторина «Узнай растение» | Один ученик из учащихся класса читает
описание растений, остальные должны догадаться,
о чем идет речь. 1. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется, вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (Колокольчик) – Почему это растение так назвали? Разбор слова по составу 2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая. (Ландыш) 3. Травка та растет на склонах (Душица) – Что вы можете рассказать про эти растения? |
С использованием мультимедийной
техники (Приложение 1) Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 |
|||||||||||||||||||||||
4 | Сообщение темы урока | Вы уже очень много узнали о растениях.
Сегодня мы поговорим об их охране. – Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем? – Какие меры по охране растений вы знаете? – Какое значение имеют растения для животных? – Какое значение имеют растения для человека? К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. Вырубаются леса, осушаются болота, а на их месте строятся города. Так постепенно человек «наступает на природу». Поэтому растения нуждаются в охране. |
Слайд 5
Слайд 6
|
|||||||||||||||||||||||
5 | Работа по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», с. 56 | Стихотворение «На речке». Читает
наизусть заранее подготовленный ученик.
– Подумайте, соответствует ли иллюстрация
этому стихотворению.
|
Слайд 8
Поэтапно на доску вывешиваются «Запрещающие знаки» |
|||||||||||||||||||||||
6 | Физ.минутка | – Раз мы с вами заговорили об отдыхе, то
пора и отдохнуть. Встаньте, расставьте ноги на ширине плеч. Закройте глаза, представьте себе, что вы – молоденькое деревце с тонкими веточками, которое протягивает свои ветви-руки к теплому солнышку. На ветвях нежно шелестят листочки-пальцы, которые колышет ласковый ветерок. Поднимитесь, напрягите мышцы рук и ног, вы уже мощное дерево. Ваши мощные корни-ноги, которые впитывают живительную силу матушки-земли. Тянитесь, тянитесь! А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох. |
Звучит спокойная музыка | |||||||||||||||||||||||
7 | Закрепление изученного | Сбор дикорастущих растений для букетов
– очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, незначительный. Однако, именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих видов растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды: ландыш, колокольчик, тюльпан и др. А теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались на лесной полянке. Кругом очень много красивых цветов. Каждый из вас сорвал по 5 цветов. Посчитайте, сколько погибло цветущих растений? – Какой вывод можете сделать? Запомните, выросший на лугу цветок находится «у себя дома». Он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения… Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время любоваться им? Очень хорошо сказал об этом П. Гнездослав: – Я сорвал цветок, – и он увял. Я поймал мотылька, – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Для того, чтобы собирать букеты, люди специально выращивают растения в садах, на клумбах. А красивые дикорастущие растения должны оставаться в природе. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Но при этом нужно помнить правила заготовки лекарственных трав. Лекарственные растения – ценнейшее богатство, но количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плавун) |
23 • 5 – записать на доске
Доклад ученика (Приложение 2) |
|||||||||||||||||||||||
8 | Викторина «Лекарственные растения» | 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить
боль? – Приложить лист подорожника 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? – Сфагнум, или торфяной мох 3. Какая ягода заменяет лимон? – Клюква, содержит лимонную кислоту 4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? – Черная смородина, шиповник 5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? – Отвар из цветов и листьев – хорошее средство от кашля 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? – Валериану. Применяют при нервных расстройствах и бессоннице 7. Какие болезни лечит красавица-береза? – Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство |
Слайд 9 |
|||||||||||||||||||||||
9 | Обобщение урока | Нельзя забывать о том, что в природе все
взаимосвязано. – Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек? – Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц? Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых, птиц, зверей. |
||||||||||||||||||||||||
10 | Подведение итогов | Хочу закончить урок словами Е.
Евтушенко:
|
Слайд 10 |
|||||||||||||||||||||||
11 | Домашнее задание | Придумать экологическую сказку – предупреждение от лица растений |