Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать нормой поведения в природе.
  • Работать над развитием речи, воображения, логического мышления учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, умение работать в отношениях «ученик – ученик», аккуратность.

Оборудование: учебник, индивидуальный раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием), дополнительный материал для индивидуальной подготовки учащихся, схемы «Правила поведения в природе»,  магнитофон, мультимедийный проектор.

п/п

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1. Организаионный  момент    
2. Проверка домашнего задания  – Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?
– Что образуется на месте цветов после опыления?
– Как распространяются плоды и семена растений?
– Ветер, человек, птицы, насекомые.
– Какое значение это имеет для растений?
– Увеличение численности, распространение на новые территории.
– Какие условия необходимы для распространения семян?
– Тепло, почва, влага.
– Как из семени развивается растение?
– Какие способы размножения вы знаете еще?
– Корнем, клубнем, луковицей.

Во время опроса 2 ученика работают по карточкам

КАРТОЧКА 1

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

– семя;
– взрослое растение с плодами и семенами;
– проросток с развивающимися корешками;
– взрослое растение с цветками;
– проросток с развивающимися стеблем и листочками.

КАРТОЧКА 2

– Как расселяются растения? Напиши рядом с названием растения способ распространения его семян.

1. Клён …
2. Одуванчик …
3. Сосна …
4. Репейник …
5. Ель …

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточкам

 

 

3 Викторина «Узнай растение» Один ученик из учащихся класса читает описание растений, остальные должны догадаться, о чем идет речь.

1. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется, вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

                                                      

(Колокольчик)

– Почему это растение так назвали?
–  Цветок похож на колокол

Разбор слова по составу

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая.

                             

(Ландыш)

3. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

                             

(Душица)

– Что вы можете рассказать про эти растения?
– Травянистые, относятся к цветковым растениям.

С использованием мультимедийной техники (Приложение 1)

Слайд 1

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

4 Сообщение темы урока Вы уже очень много узнали о растениях. Сегодня мы поговорим об их охране.
– Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
– Какие меры по охране растений вы знаете?
– Какое значение имеют растения для животных?
–  Какое значение имеют растения для человека?
К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. Вырубаются леса, осушаются болота, а на их месте строятся города. Так постепенно человек «наступает на природу». Поэтому растения нуждаются в охране.

Слайд 5

 

Слайд 6


Слайд 7

5 Работа по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», с. 56 Стихотворение «На речке». Читает наизусть заранее подготовленный ученик.

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.

Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята, – крикнул Дима. –
– Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли,
Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли.
И остались на полянке

У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

– Подумайте, соответствует ли иллюстрация этому стихотворению.
– Рассмотрите рисунок. Что ребята делают не так?

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников! (Ветки вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании и питании растений)

  • Нельзя повреждать кору деревьев! (Это нарушает красоту природы и вредит деревьям. Через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы – трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

  • В лесу нельзя разводить костры! (Если разводить костер, то на старом кострище). Какие дрова можно использовать? (Сушняк, валежник). Что останется на месте костра? (Выгоревший плодородный слой почвы. Это место под костром не зарастает 5-7 лет).

  • Многие растения погибают от вытаптывания (Например, дуб доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40 м, а начинает плодоносить только через 40-60 лет. Его молодая поросль легко погибает из-за вытаптывания, поэтому: Не прокладывайте новых тропинок в лесу!)

  • Нельзя оставлять после себя мусор! (Бумага лежит более 2-х лет, консервные банки – 30 лет, полиэтиленовые пакеты – 200 лет, стекло – 1000 лет)

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтапно на доску вывешиваются «Запрещающие знаки»

6 Физ.минутка – Раз мы с вами заговорили об отдыхе, то пора и отдохнуть.
Встаньте, расставьте ноги на ширине плеч. Закройте глаза, представьте себе, что вы – молоденькое деревце с тонкими веточками, которое протягивает свои ветви-руки к теплому солнышку. На ветвях нежно шелестят листочки-пальцы, которые колышет ласковый ветерок. Поднимитесь, напрягите мышцы рук и ног, вы уже мощное дерево. Ваши мощные корни-ноги, которые впитывают живительную силу матушки-земли. Тянитесь, тянитесь!
А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох.
Звучит спокойная музыка
7 Закрепление изученного Сбор дикорастущих растений для букетов – очень мощный фактор
воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, незначительный. Однако, именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих видов растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды: ландыш, колокольчик, тюльпан и др.
А теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались на лесной полянке. Кругом очень много красивых цветов. Каждый из вас сорвал по 5 цветов. Посчитайте, сколько погибло цветущих растений?
– Какой вывод можете сделать?
Запомните, выросший на лугу цветок находится «у себя дома». Он связан с другими обитателями луга. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения… Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время любоваться им? Очень хорошо сказал об этом П. Гнездослав:
– Я сорвал цветок, – и он увял.
Я поймал мотылька, – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Для того, чтобы собирать букеты, люди специально выращивают растения в садах, на клумбах. А красивые дикорастущие растения должны оставаться в природе.
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Но при этом нужно помнить правила заготовки лекарственных трав. Лекарственные растения – ценнейшее богатство, но количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плавун) 
 

 

 

23 • 5 – записать на доске

 

 

 

Доклад ученика (Приложение 2)

8 Викторина «Лекарственные растения» 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
– Приложить лист подорожника
2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
– Сфагнум, или торфяной мох
3. Какая ягода заменяет лимон?
– Клюква, содержит лимонную кислоту
4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?
Черная смородина, шиповник
5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
– Отвар из цветов и листьев – хорошее средство от кашля
6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?
– Валериану. Применяют при нервных расстройствах и бессоннице
7. Какие болезни лечит красавица-береза?
– Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство

Слайд 9

9 Обобщение урока Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.
– Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
– Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых, птиц, зверей.
 
10 Подведение итогов Хочу закончить урок словами Е. Евтушенко:

Берегите это земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Слайд 10

11 Домашнее задание Придумать экологическую сказку – предупреждение от лица растений