Цели урока:
- образовательная:
- повторить и закрепить полученные знания о предлоге;
- совершенствовать умение писать предлоги с существительными, числительными, местоимениями;
- закрепить нормы употребления различных предлогов;
- формировать навыки грамотного письма;
- совершенствовать умение употреблять производные и непроизводные предлоги в собственных текстах.
- развивающая:
- работать над развитием понятийного аппарата (тезауруса);
- работать над развитием памяти и мышления;
- развивать навыки говорения, письма и слушания;
- развивать навыки самоконтроля;
- развивать речь учащихся через создание собственных текстов с использованием производных и непроизводных предлогов.
- воспитательная:
- воспитывать ответственное отношение к труду;
- воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
На столах у учащихся:
- листы с уровневыми заданиями для работы на уроке;
- рабочая тетрадь.
План-конспект урока
1. Организационный момент, вступительное слово учителя о теме и целях урока.
2. Сказка «Приключение предлога в течение».
Однажды утром предлог в течение, как обычно, отправился на работу в школьный учебник, но по дороге споткнулся о какой-то параграф, сорвался со страницы и шлёпнулся в воду, оказавшись в бурном течении какой-то реки.
– Что же это со мной происходит? – со страхом подумал предлог. – Кажется, я превратился в предлог В?! Но мне это не нужно! У меня своя работа! Меня ждут в школе!
Однако течение реки несло его всё дальше, пока не выплеснуло на страницу тетради какого-то школьника. В классе шёл диктант.
– Я спасён! – обрадовался предлог в течение, пристроившись рядом со знакомыми предлогами в продолжение и вследствие.
Однако радовался он напрасно. Заглянув в тетрадь Коли Синицына, учительница, вздохнув, сказала:
– В твоей тетради, Коля, предлоги трудно узнать, потому что ты не знаешь правил их правописания.
Как Вы думаете, какие ошибки мог допустить Коля в написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие?
– Надеюсь, мы сегодня не утонем в многообразии предлогов. Вспомним правописание некоторых из них.
3. Работа у доски (3 человека), остальные работают на карточках (выполняют развивающее задание).
Развивающее задание (на развитие памяти и мышления).
Производные предлоги.
Уровень С.
Задание:
- Вспомните правописание производных предлогов и вставьте орфограммы.
- Замените производные предлоги другими непроизводными или производными предлогами (союзами).
- Составьте словосочетания с омонимичными самостоятельными частями речи. Графически объясните орфограммы.
Производные предлоги | Синонимичные предлоги (или союзы) | Словосочетания с омонимичными самостоятельными частями речи |
(в)течени… урока | ||
(в)продолжени… года | ||
(в)следстви… усталости | ||
(в)роде тумана | ||
(не)смотря на обиду | ||
(в)виду отъезда | ||
(на)счёт экскурсии | ||
(в)заключени… речи | ||
(на)встречу коллеге | ||
(на)подобие жилища |
Развивающее задание (на развитие памяти и мышления).
Производные предлоги.
Уровень В.
Задание:
- Вспомните правописание производных предлогов и вставьте орфограммы.
- Замените производные предлоги другими непроизводными или производными предлогами (союзами).
- Составьте словосочетания с омонимичными самостоятельными частями речи. Графически объясните орфограммы.
Производные предлоги | Синонимичные предлоги (или союзы) | Словосочетания с омонимичными самостоятельными частями речи |
(в)течени… урока | ||
(в)продолжени… года | ||
(в)следстви… усталости | ||
(в)роде тумана | ||
(не)смотря на обиду | ||
(в)виду отъезда | ||
(на)счёт экскурсии | ||
(в)заключени… речи | ||
(на)встречу коллеге |
Развивающее задание (на развитие памяти и мышления).
Производные предлоги.
Уровень А.
Задание:
- Вспомните правописание производных предлогов и вставьте орфограммы.
- Замените производные предлоги другими непроизводными или производными предлогами (союзами).
- Составьте словосочетания с омонимичными самостоятельными частями речи. Графически объясните орфограммы.
Производные предлоги | Синонимичные предлоги (или союзы) | Словосочетания с омонимичными самостоятельными частями речи |
(в)течени… урока | ||
(в)продолжени… года | ||
(в)следстви… усталости | ||
(в)роде тумана | ||
(не)смотря на обиду | ||
(в)виду отъезда | ||
(на)счёт экскурсии | ||
(на)встречу коллеге |
4. Актуализация знаний.
– Какие предлоги повторили?
– Что такое предлог? Один человек работает у доски.
– А почему эту служебную часть речи так назвали? (стоят перед существительными, местоимениями, числительными).
– Какие предлоги составляют исключения?
ради
навстречу
вопреки
наперекор
Далее один человек у доски составляет 8 словосочетаний с этими четырьмя предлогами, стоящими до и после самостоятельных частей речи. Учитель продолжает диалог с классом.
– Какие три производные предлога употребляются только с дательным падежом? благодаря согласно вопреки
– Вставьте пропущенные буквы (с доски): вопреки приказ…, благодаря усерди…, согласно постановлени…, по окончани… школы, по истечени… срока, по возвращени… из командировки.
– Дадим слово учащимся, работавшим у доски.
5. Работа с текстом.
Работа с текстом.
Употребление предлогов в речи.
Уровень А.
Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их.
Морская стихия.
(В)течени… нескольких часов можно с…деть (не)подвижно глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто а (в)отдалени… лежит густой (тёмно)синей полосой (чуть)чуть подёрнутой дымкой.
(Д…леко)д…леко белеет одинокий парус. (Не)смотря на чудесную погоду, море пусто.
Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки как будто сговорившись улетают проч… от берега. (По)видимому, их зоркие глаза ра…мотрели (в)дали пароход и они направились к нему. С их отлётом над морем становится (по)прежнему тихо. (Н…)откуда (не)слышно (н…)каких звуков. Я всегда с удовольствием вспоминаю свои прогулки по морскому берегу.
Уровень В.
- Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их.
- Рассмотрите репродукции картин И. Айвазовского и продолжите текст 3-4 предложениями, употребив производные и непроизводные предлоги.
- Подберите соответствующий эпиграф из стихотворения Я. Полонского или другого поэта.
Морская стихия.
(В)течени… нескольких часов можно с…деть (не)подвижно глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто а (в)отдалени… лежит густой (тёмно)синей полосой (чуть)чуть подёрнутой дымкой.
(Д…леко)д…леко белеет одинокий парус. (Не)смотря на чудесную погоду, море пусто.
Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки как будто сговорившись улетают проч… от берега. (По)видимому, их зоркие глаза ра…мотрели (в)дали пароход и они направились к нему. С их отлётом над морем становится (по)прежнему тихо.
Уровень С.
- Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Объясните их.
- Рассмотрите репродукции картин И. Айвазовского и продолжите текст 3-4 сложными или осложнёнными предложениями, употребив производные и непроизводные предлоги.
- Подберите соответствующий эпиграф из стихотворения Я. Полонского или другого поэта.
Морская стихия.
(В)течени… нескольких часов можно с…деть (не)подвижно глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто а (в)отдалени… лежит густой (тёмно)синей полосой (чуть)чуть подёрнутой дымкой.
(Д…леко)д…леко белеет одинокий парус. (Не)смотря на чудесную погоду, море пусто.
Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки как будто сговорившись улетают проч… от берега. (По)видимому, их зоркие глаза ра…мотрели (в)дали пароход и они направились к нему. С их отлётом над морем становится (по)прежнему тихо.
6. Уровневое развивающее задание.
Тезаурус по теме «Предлог» (см. приложение 1).
7. Подведение итогов урока.
8. Сообщение детям домашнего задания.
– Исправьте текст, используя производные предлоги.
Наш заварной чайник похож на птицу. Изогнутый носик похож на птичью шею с маленькой головкой. Ручка чайника похожа на хвостик.
– Уровневое развивающее задание: составьте рассказ о предлоге, ответив на вопросы, затем запишите его и перескажите соседу по парте (развитие тезауруса, памяти, письма, говорения и слушания) (см. приложение 2).