Цели и задачи урока:
- познакомить с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- закрепить знания по нумерации чисел в пределах 20;
- закрепить навыки устного счета;
- повторить случаи состава чисел первого десятка;
- развивать логическое мышление и четкую математическую речь
- воспитывать у учащихся умение четко организовывать свою деятельность.
Оборудование:
- карточки с примерами для игры “Скалолаз”;
- карточки-домики состава числа, цифры на магнитах;
- демонстрационная магнитная таблица-плакат “Кораблики”(“Спектра”) с набором
- двухцветных кружков(красный – синий);
- индивидуальные деревянные наборы “Кораблики”(“Спектра”) с набором двухцветных фишек(красный – синий);
- учебник по математике(М.И.Моро), рабочая тетрадь, письменные принадлежности.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Проверьте свои рабочие места. На столе: учебник, тетрадь, ручка, простой
карандаш, линейка.
– Еще на столе вы заметили новый предмет, с которым мы еще не знакомы. Мы
познакомимся с ним на нашем уроке, а пока давайте вспомним, что мы уже знаем.
II. Повторение изученного.
– Посчитаем прямым и обратным счетом: от 12 до 17, от 9 до 13, от 18 до
13, от 20 до 8.
– Молодцы! Хорошо!
– Теперь вспомним таблицу сложения и вычитания в пределах 10. а поможет нам в этом игра “Скалолаз”. На доске нарисована высокая гора, под корой лежат карточки с примерами. Ваша задача: “пройти” до вершины горы при помощи примеров, начиная с примера, имеющего наименьший ответ, и закончив “восхождение” примером с самым большим ответом. Будьте внимательны! Подъем очень труден.
– Молодцы! Справились!
– Идем дальше. А теперь повторим состав чисел и заселим в наши домики жильцов.
Дома у нас под номерами 6 и 8, и жильцов на каждом этаже должно быть шесть или
восемь.
– Следующее задание. Добавьте до 10 число 6, число 9, число 8, число 3,
число 7 и число 5.
– Молодцы!
III. Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с решением примеров нового вида. А помогут нам в этом наборы, которые лежат у вас на столах. Мы будем называть их “корабликами”, и совершим мы на них плавание в страну Математику. А помогут они нам решать новые, очень сложные примеры на сложение чисел с переход через десяток.
1. Знакомство с “корабликами”.
– Положите перед собой “кораблики” и давайте с ними познакомимся. Они состоят
из двух рядов фишек. Каждый ряд разделен на пятерки. Каждая фишка имеет два
цвета: красный и синий.
– Сколько фишек в каждом ряду? (10) Сколько рядов? (2) Сколько всего фишек? (20)
– Сегодня на уроке мы будем решать примеры на сложение. Как называются
компоненты сложения? (Слагаемое и слагаемое.) Мы договоримся с вами, что первое
слагаемое, мы будем обозначать красным цветом, а второе слагаемое – синим
цветом.
2. Объяснение учителя работы с “корабликами”.
– Решим с помощью “корабликов” пример 8 + 5.(Учитель выполняет работу на
магнитном демонстрационном плакате, а учащиеся работают с индивидуальными
наборами “кораблики” на парте.
– Выложим первое слагаемое в верхнем ряду, как мы с вами и договорились, 8
красными фишками. Второе слагаемое возьмем синими фишками. Их 5. Можем ли мы их
прибавить сразу? ( Нет.) Правильно, нет.
– А сколько фишек мы можем добавить в верхний ряд? (2) Сколько получится фишек?
(10)
– Сколько фишек синего цвета, т.е. второго слагаемого у нас осталось? (3)
Выложим их в нижний ряд. Посчитаем.
– Сколько фишек у нас получилось? (13) Как узнали? (10+3=13)
– Давайте вспомним, как мы прибавляли к восьми пять? ( Прибавляли по частям.
Сначала прибавили 2,дополнив 8 до 10, а затем остальные единицы второго
слагаемого, т.е. 3. Получилось 13. Вывод: к 8 прибавляем 5, как 2 да 3. К 8
прибавить 2, будет 10, и к 10 прибавить 3, будет 13.
Запись на доске:
3. Физминутка.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда-сюда
Делай раз и делай два.
Влево, вправо, влево, вправо.
Получается на славу!
4. Работа учеников с “корабликами” ( комментарии детей).
– А теперь поработаем вместе. Следующие примеры будем решать совместно. Я буду работать на магнитном плакате у доски, а вы с индивидуальными “корабликами” на своих партах.
9+4 | 6+5 | 7+6 |
Объяснения учеников: выложим в верхнем ряду 9 фишек красного цвета. Это
первое слагаемое. Второе слагаемое 4 возьмем синими фишками и добавим до десяти
1 фишку в верхний ряд, а оставшиеся 3 фишки выложим в нижний ряд. Получилось 13.
– Давайте сделаем теперь запись в тетрадях и проговорим еще раз, как выполнили
сложение.
К 9 прибавить 4. 4 будем прибавлять как 1 и 3. К 9 прибавить 1 будет 10 и к
10 прибавить 3 будет 13. Значит к 9 прибавить 4 будет 13.
Используя индивидуальные наборы “кораблики”(“Спектра”), дети проговаривают и
записывают в тетради решение следующих выражений.( Разбор и запись аналогичные
предыдущему.)
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику и тетради.
– Откроем учебник на странице 4 и выполним в тетради №2. В один столбик
запишем суммы, а в другой – разности. Запишем суммы и решим их. Выделим дугой,
сколько всего прибавили. В другой столбик записываем разности, решаем,
проговаривая. Выделим дугой, сколько всего вычли.
– Какой вывод можно сделать. Как прибавляем и как вычитаем числа?( Прибавляем и
вычитаем числа до 10, а потом прибавляем или вычитаем оставшиеся единицы.)
V. Подведение итогов.
– Скажите, ребята, с каким новым случаем сложения мы познакомились сегодня на
уроке?
– Как мы складываем числа с переходом через десяток?
– Что помогало нам решать такие примеры?
– Вам понравилось работать с “корабликами”? На следующих уроках мы продолжим с
вами путешествие по стране математики и помогут нам в этом наши “кораблики”.
– А сейчас мы завершаем наше плавание, приводим в порядок наши “кораблики” и
рабочие места. Спасибо за урок. Урок окончен. Молодцы!