Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Осень в гости нас зовет"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
  • расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;
  • воспитание положительного восприятия окружающего мира и человека через слушание музыки и художественный вкус.

Оборудование:

  • репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”;
  • фонограмма фрагмента “Осенней песни” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского.

Ход урока

1. Организационный момент

2. 3агадка:

Ночи темнее, дни холоднее
Листья пожелтели, птицы улетели
Мелкий, затяжной дождь поливает
Как это время народ называет?
(Осень)

– Почему вы думаете, что это осень?
– Какие слова-подсказки встретились вам в этой загадке? (Листья пожелтели, птицы улетели, мелкий, затяжной дождь поливает)
– Какие вы знаете осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Сейчас я включу вам фонограмму фрагмента “Осенней песни” из цикла “Времена года” Петра Ильича Чайковского.
– Закройте глаза и представьте себе картины осени.
– Какие приметы осени вы увидели, когда слушали музыку?
– Какое время года вы себе представили?
– Какое настроение навеяла вам музыка? Итак, к нам пришла осень.

(Ответы детей)

3. Проверка домашнего задания

– Дома вы подготовили стихотворения об осени.

(Дети читают стихи).

Учитель обращает внимание детей на выставку детских рисунков Физкультминутка.

4. Посмотрите на детские рисунки.

– Какие изменения происходят в природе? Расскажите.
– Как называются изменения в природе? (Явления)
– Какие явления природы встречаются на рисунках?

5. Не только дети рисуют осень.

Осень – время года, которое вдохновляет на творчество великих людей. Это писатели, поэты, композиторы и, конечно, художники.
На доске вы видите репродукцию картины И.Левитана “Золотая осень”. Так назвал свое произведение художник Исаак Ильич Левитан.

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

– Эти стихи великого русского поэта Ивана Бунина. Они удивительно созвучны картине И.И.Левитана. Посмотрите, как торжественно предстают перед нами деревья в роскошном золотом убранстве, как к засыпающей речке, что на переднем плане, весело сбегают шумящие листвой шесть веселых березок. Они словно хотят полюбоваться в зеркале сонных вод своей быстро облетающей красотой. А багряный кустик уже опередил их и, кажется, пытается охладить в в речке свои ярко горящие листья.

– Посмотрите на сонную речку. Куда она течет? (К большой реке, к морю.)
– Речка поможет вам найти березку, которая ищет уединения. На что обиделась березка? (На своих бойких и шумных подруг.)
– Что вы чувствуете, глядя на картину? (Светлую грусть.)
– Какое место выбрали бы вы для прогулки? (Возле реки, у березок и т.д.)
– На какой стороне реки солнечно, а где больше тени? (На левой стороне солнце.)
– Изменится ли у осени настроение? (Изменится, когда будет дуть холодный ветер, пойдут дожди.)
– Чем понравился пейзаж И.И.Левитана? (На душе грустно, но в то же время светло от красоты природы.)
– Посмотрите на небо. Какое оно и почему?
– Ребята, скажите, пожалуйста, пение птиц слышно так же, как и летом?
– Почему?
– А как называются птицы, которые улетают в теплые края? Вы знаете таких птиц? Назовите.
– Почему они улетают?
– А как называются те птицы, которые остаются зимовать вместе с нами? Назовите их.
– Им нужна наша помощь? Как мы можем им помочь? (Ответы детей)
– Ребята! Все ли животные бодрствуют в лесу? Некоторые их них ложатся в спячку. Какие? Они прячутся в норки, зарываются в листву, прячутся под корой деревьев.

6. Мы отправляемся в лес.

Творческое задание

7. Кроссворд “Какого цвета осень?”

  1. На улицах холодает.
    Иней прикрывает землю и траву.
    Это легкий морозец
    Пришел ко двору.
    Как народ такое явление называет?
    (Заморозки)
  2. Это кто такой садовник?
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы
    Вымыл травы и кусты.
    А как сумерки настали
    Нам по радио сказали,
    Что и завтра он придет
    И польет наш огород.
    (Дождь)
  3. Это что за чудеса
    Не разверзлись небеса –
    Дождь идет такой прекрасный.
    Он лилово-желто-красный!
    Это осени явление,
    Ты подумай и скажи.
    (Листопад)

4. Понижение температуры осенью? (Похолодание)

5. Как называется второй осенний месяц. (Октябрь)

6. Эта особа летом покрыта зеленой хвоей, а осенью меняет наряд на желтый и постоянно сбрасывает его. (Лиственница)

7. Только четыре раза в году одежду меняет. (Земля)

8. О каком времени года мы сегодня говорили? Какие изменения происходят в природе с приходом осени?