Цель занятия: обеспечить условия для развития познавательной деятельности, творческих способностей, развития мышления, памяти, внимания, а также закрепление темы по информатике “Кодирование информации”.
Задачи:
- Научить определять, различать и описывать способы кодирования информации;
- Активизировать мыслительную деятельности посредством выполнения тренировочных заданий и нестандартных задач;
- Способствовать развитию у учащихся последовательности, внимательности и четкости в процессе выполнения заданий.
Ход занятия
Задание №1.
Что ты можешь сказать о форме, цвете, вкусе арбуза, лимона, помидора и др.? Признаки предмета впиши в таблицу.
Предмет | Форма | Цвет | Вкус |
Арбуз | Круглый | Зеленый | Сладкий |
Лимон | … | … | … |
Помидор | … | … | … |
Клубника | … | … | … |
Морковь | … | … | … |
Огурец | … | … | … |
Задание №2.
Какое слово лишнее? Почему?
а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, круглый,
голубой, синий, фиолетовый;
б) желтый, голубой, длинный, красный, фиолетовый,
черный, синий оранжевый, зеленый.
Задание №3.
Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет на ней лишний? Какое общее свойство (признак) имеют остальные четыре предмета?
Задание №4.
Найди принцип “устройства” ряда и продолжи этот ряд:
а) рассмотри рисунок, нарисуй следующий.
б) 2, 4, 6, ... ;
в) д, ж, з, к, ... .
Задание №5.
Закодируй сообщение с помощью пляшущих человечков. Воспользуйся кодовой таблицей “Пляшущие человечки”.
Задание №6.
Составь слова из перемешанных букв и запиши их. Отметь лишнее слово.
Задание №7.
В приведенных словах буквы переставлены местами. Запиши эти слова.
- УПКС
- АШНРРИ
- ВЦТЕКО
- ОКАМДНРИ
- ЛКБУИНАК
Задание №8.
Взгляни на ряд чисел, отделенных друг от друга запятыми. Постарайся понять правило, по которому составлен этот ряд, и попробуй описать это правило словами. Догадайся, каким должно быть следующее число. Запиши его в конце ряда.
- 5, 7, 9, 11, 13 ___________________
- 11, 22, 33, 44, 55, 66 ____________________
- 29, 39, 49, 59, 69, 79 ____________________
- 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19 ___________________
- 1, 15, 2, 16, 3, 17, 4, 18, 5, 19 ___________________
Задание №9.
Взгляни на ряд картинок. Постарайся понять правило, по которому составлен этот ряд, и попробуй описать это правило словами. Догадайся, какая должна быть следующая картинка. Нарисуй ее в рамке, которая находится в конце ряда.
Задание №10.
Назови учащихся класса, чьи имена начинаются с букв: “Б”, “В”, “К”, “С”.
Задание №11.
Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новые слова.
а) автомобиль, тормоз | ав-тор |
б) колос, рота, ваза | ко-ро-ва |
в) молоко, нерест, таракан | мо-не-та |
г) кора, лото, боксер | ко-ло-бок |
д) баран, рана, банщик | ба-ра-бан |
Задание №12.
Составь новые слова, исключив один слог из данных слов.
Задание №13.
В именах мальчиков и девочек буквы переставлены местами, найди эти имена и впиши в клеточки
Задание №14.
Составь и запиши названия известных городов, переставив буквы.
Задание №15.
Замени символы цифрами и реши полученные примеры.
Заключение.
Закрась те изображения, которые соответствуют твоему состоянию в конце занятия.
Итоги занятия.
Данное занятие обеспечивает развитие познавательных способностей детей. Главная задача выполняется в процессе самостоятельной познавательной деятельности, в поиске решений, ответов на поставленные вопросы, а также обобщаются и закрепляются знания по пройденным темам программного материала на уроках информатики. На уроке дети проявляют себя в различных ситуациях поиска решений, чувствуют ответственность за выполнение нестандартных задач и получают положительные эмоции.
Список использованной литературы:
1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2002.
2. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008.
4. Федоренко Л.Г. Качества ума. Рабочая тетрадь. – СПб.: КАРО, 2002.