Цели урока:
- Проверка и закрепление знаний учащихся по данной теме.
- Развитие навыков систематизации знаний.
- Воспитание чувства ответственности за свою учёбу.
Оборудование:
- Керамические магниты.
- Прибор Ленца.
- Гальванометр, катушка, дугообразный магнит.
- Генератор переменного тока.
- Конструктор “Геомаг”.
- Дидактические материалы “А.Е. Марон 11 класс”.
- Диск “Уроки Кирилла и Мефодия” 10 класс уроки № 28-31.
Ход урока
I. Приветствие, ознакомление с планом урока.
1. Здравствуйте ребята, сегодня у нас пройдёт обобщающий урок по теме “Магнитное поле. Электромагнитная индукция”. На уроке присутствуют гости, это учителя физики нашего района. У них тоже есть такие же прекрасные ученики как вы, они будут волноваться и переживать за вас, поэтому давайте будем отвечать спокойно и уверенно.
2. Ребята, в конце сегодняшнего урока вы все получите оценки. Эта оценка будет выводиться из среднего арифметического из трёх оценок, которые вы должны получить в течении урока. Первую оценку вы получите за рассказ правила или объяснение формулы. Вторую оценку вы заработаете за решение задачи у доски или объяснение опытов, которые буду демонстрировать я и которые вы увидите на экране. Третью оценку вы получите за тесты, в которых будет по три задания.
3. Ребята, прежде чем начать работу, давайте вспомним что мы на сегодняшний день знаем о самых обыкновенных магнитах?
Ответ: Магнит в переводе означает “любящий камень”, издавна магнитом лечили людей, магнитам предписывали душу, у магнита есть два полюса.
II. Проверка знаний.
1. Рассказ правил и объяснение формул. (Они заранее записаны на доске)
2.
Правила: буравчика, левой руки, Ленца
Определение: явления электромагнитной индукции, самоиндукции
Формулы:
Fa=B|I| L sin a
Fл=|q|vB sin a
Ф=BS cos a
E=vBL sin a
Eis=-L I/t
Wm=LI * I/2
3. На доске чертежи к задачам – учащиеся выходят по одному и находят неизвестную величину.
4. Учитель показывает опыты, ребята объясняют (на предыдущих уроках они эти опыты уже видели)
а) с керамическими магнитами – взаимодействие
магнитов;
б) прибор Ленца – явление электромагнитной
индукции;
в) гальванометр, катушка, магнит – появление
переменного электрического тока;
г) генератор – загорание лампочки.
5. На экране демонстрируется кадры, учащиеся объясняют о чем они говорят
6. Вопрос: что общего между самоиндукцией и
инерцией?
7. Какое наше изученное правило напоминает
следующая картинка? Смотрите приложение
1
8. Работа с тестами из дидактического материала.
Ответы:
№ | 1 | 2 | 3 |
В - 1 | В | А | А |
В - 2 | В | Б | Б |
Через 5 минут показываю правильные ответы, шкалу оценивания.
III. Подведение итогов.
- Выставляем себе оценки, выводим среднее арифметическое.
- Сдаём листочки с оценками.
IV. Обобщение урока, благодарность учащимся за хорошую работу.
V. Реклама –конструктор “Геомаг” (Все фигурки собраны из маленьких магнитов).
VI. Задание на дом:
Приготовить сообщение о применении всех сил и явлении, которые мы сегодня повторили в современной технике.