Интегрированный урок литературного чтения и технологии. Тема: А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..". Панно "Осеннее дерево"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обогащать эмоциональный мир детей, вовлечь детей в состояние переживания и осмысления природы; завершить изготовление картины, выполненной техникой “ пластилиновой живописи”;
  • Развивать умение интонацией передать настроение; развивать навык осмысленного чтения;
  • Развивать мелкую моторику руки, фантазию;
  • Ссодействовать воспитанию аккуратности; прививать любовь к природе; воспитывать чувство красоты слова; интерес к личности поэта.

 Оборудование: портрет писателя; таблицы со словами, карточки для игры, иллюстрации с видами осенних деревьев; панно “Осенний ветер”

Методы: словесные, практические.

Тип урока: интегрированный.

I. Организационный момент:

Пусть этот урок принесёт новые знания, радость общения , наполнит наши души прекрасными чувствами, подарит хорошее настроение.

II. Постановка целей занятия перед учащимися:

- Прочитайте слоги . Составьте из них слова, соединяя подходящие друг другу. (Приложение 1)

Листо ди
О пад
Лу сень
Дож жи
Замо розки
Уро жай

-Какое слово является ключевым? (Осень)

- Сегодня на уроке мы попытаемся связать поэзию и живопись. Продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина, завершим изготовление панно используя технику “пластилиновой живописи”. Но всё это будет отражать тему “Осень”.

III. Проверка домашнего задания:

1) Речевая разминка:

- Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения.

Всему своё время.

2)

- Посмотрите на портрет. Кто на нём изображён?
- Кто автор портрета?
- Когда и где родился поэт?
- Что значит выражение “Пушкин вошёл в жизнь празднично”?
- На каком языке говорили в семье Пушкина? Почему?
- Когда Пушкин начал сочинять стихи?
- Что известно о творчестве поэта ?
- Прочитайте стихотворение “ За весной….”.
- О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

IV. Организация восприятия и осмысления новых знаний:

1) Вступительная беседа:

- Как вы думаете, какое время года любил поэт?
- Нам сегодня предстоит понять, какое настроение вызывала у Пушкина осень?
- Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Но об осени говорят и по-другому: золотая, багряная, славная осень, осень-кормилица.
- От чего это зависит? (от настроения, которое вызывает осень у этого человека).
- Читая стихи Фета, Бальмонта, Тютчева об осени мы говорим о разных настроениях поэтов: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидании чуда.

2) Первичное восприятие:

- А сейчас послушайте отрывок из романа “Евгений Онегин” и уловите настроение Пушкина, создавшего такие прекрасные строки.
- Ваши впечатления?
- О каком периоде осени говорится в стихотворении?
- Найдите слова, подтверждающие ваше мнение?
- Какие признаки осени упоминает поэт?
- Какие картины вы себе представили?

(Ноябрь – самый туманный месяц, массовый отлёт гусей).

- Какой приём использует автор в этом отрывке? (олицетворение)

3) Словарная работа:

- Как понимаете смысл слова КАРАВАН. (Движущаяся вереница – друг за другом).
- Словарь Ожегова : “Группа, следующих друг за другом (верблюдов, кораблей транспортных средств).
- Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью? Как они летят? Почему Пушкин употреблял слово “тянулся”?
- Найдите значение слова СЕНЬ в толковом словаре. С.218

- Как вы понимаете слова

“Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась..”.

- Какое настроение у этого стихотворения?

4) Работа над выразительностью:

- Какие слова надо выделить голосом?
- Где сделать паузы?
- Какой темп чтения выберем? (Медленно, спокойно, выражая грусть поэта). Работа в паре.

5) Выразительное чтение.

6) Физминутка.

Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, ими встряхнули.
Ветер сбивает листву.
В стороны руки, плавно помашем-
Это вдаль птицы летят.
Как они сядут тоже покажем.
Руки сложили вот так.

7) Чтение по догадке.

Уж ……осенью …….
Уж реже……. блистало.

V. Творческое применение знаний:

- Материалом писателя и поэта являются слова, способствующие созданию неповторимых образов. Художник создает картину посредством линий и цвета. Осень- чародей цвета. Отправляясь в лес она берёт самые яркие краски. Берёзы и клёны покрывает лимонной желтизной, листья осин напоминают спелые ягоды. А могучий дуб- богатырь одевает медную бронзу.

- Давайте и мы попытаемся передать яркие краски осени в нашем панно “Осеннее дерево”.

1) Правила работы с пластилином

Правило 3 НЕ.

- Не бросать на пол.
- Не брать в рот.
- Не касайся грязными руками одежды, лица.

2)Правила смешивания

- Какое правило вы должны помнить, если нет нужного цвета в коробке?
- Как получить более светлые оттенки?

3) Планирование трудовых действий.

С.74

- Составить палитру для осенних листьев.
- Отщипывая разные кусочки выкладываем листики.
- Размазываем листья в направлении движения ветра.

4) Самостоятельная работа.

- Соответствует ли настроение вашей пластилиновой картины настроению поэта Пушкина?
- Какой строке стихотворения соответствует наше панно? Прочитайте.

VI. Итог.

- Что нового открыли для себя на уроке?
- Какое вы получили настроение от урока?

VII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Литература:

  1. Т.Н. Проснякова “Уроки мастерства”.
  2. И.Ф.Яценко “Внеклассное чтение в 3 классе”.
  3. Сайт “Страна мастеров”.
  4. Материалы газеты “Начальная школа”.