Образовательная программа для детей среднего школьного возраста "Химия вокруг нас"

Разделы: Внеклассная работа


Цель программы: показать роль химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей большое прикладное значение.

Задачи программы:

Обучающие: способствовать формированию у обучающихся:

  • лабораторно-практических навыков;
  • способности использования химических знаний в реальной жизненной практике;
  • познакомить с методами и приемами теоретического и экспериментального изучения химических процессов, происходящих в окружающем нас мире веществ;

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся:

  • культуры общения, активности, навыков работы в команде;
  • чувства товарищества, взаимной поддержки, совместного творчества;
  • экологически грамотной личности;

Развивающие:

  • содействовать развитию у обучающихся: потребности в познании окружающего мира, наблюдательности, логических способностей, грамотного отношения к природе без нанесения ей ущерба, умелого обращения с веществами в любых условиях жизни и труда для сохранения своего здоровья.

В основе учебного курса - рассмотрение химического элемента в свете трех форм его существования: атомов, простых и сложных веществ. Поэтому обучающиеся изучают три основные темы: “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”, “Соединения химических элементов”.

После изучения состава вещества необходимо изучать его свойства, поэтому четвертая тема – “Изменения, происходящие с веществами”. Эта тема заканчивается практикумом. Большинство химических реакций происходят в растворах, поэтому курс заканчивается темой “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”, после чего следует второй практикум. В заключении дается классификация химических реакций по различным признакам.

Введение раздела “Химия вокруг нас” позволяет познакомиться с использованием химических знаний в повседневной жизни, здесь прослеживается связь с биологией, географией. В рамках этого раздела проводится цикл интеллектуальных игр совместно с учителями биологии и географии по темам “Литосфера”, “Атмосфера”, “Гидросфера”.

Данная программа подчинена строгой логике, освобождена от избытка конкретного материала, так как в основу ее положен развивающий принцип.

Для усиления идей гуманизации и гуманитаризации в завершении курса предусмотрена тема “Галерея великих химиков”, в которой повторение основного материала проводится по блокам через знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых химиков. Региональный компонент программы реализуется в проекте “Экологическая тропа”. Проект позволит сформировать у обучающихся экологические понятия, отражающие непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия. Использование метода проектов на уроках позволяет достигать определенных результатов: обучающиеся овладевают более качественными знаниями, умениями, навыками; у них развиваются такие качества, как активность, стремление к творчеству, самостоятельность, ответственность, повышается познавательный интерес, развивается речь. В настоящее время развиваются компьютерные технологии и потому необходимо использовать эти технологии для обучения.

Организационно-педагогические основы деятельности.

Сведения о коллективе обучающихся:

  • вид образовательной группы – профильная;
  • состав учебной группы – постоянный;
  • набор детей – свободный;
  • возраст обучающихся – (13-14 лет).

Особенности детей этого возраста в том, что ребята стремятся организоваться в группы по интересам, у них проявляется интерес к исследовательской деятельности, к практическим занятиям. Предмет химии для них является новой наукой, поэтому они охотно включаются в ее изучение.

Формы проведения занятий – групповая, индивидуальная, коллективная.

Время существования группы – один год (78ч).

Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.

Учебные занятия с группой проводятся один раз в неделю продолжительностью два академических часа.

Результативность образовательной программы “Химия вокруг нас”.

Учащиеся должны знать:

  • строение атома;
  • химическую реакцию, признаки и условия ее осуществления;
  • классы неорганических соединений;
  • металлы, их свойства, нахождение в природе, применение;
  • неметаллы, их свойства, нахождение в природе, применение;
  • приемы обращения с лабораторным оборудованием;
  • великих ученых химиков;

Уметь определять:

  • вещества по формуле и называть их;
  • качественный и количественный состав вещества;
  • простые и сложные вещества;
  • принадлежность вещества к определенному классу;
  • массовую долю растворенного вещества;
  • массовую долю примеси;
  • состав атома по положению элемента в ПСХЭ.

Содержание образовательной программы “Химия вокруг нас”

I. Введение.

Предмет химии. Что изучает химия. Вещества. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Превращения веществ. Химические и физические явления. Наблюдения и эксперимент. Закономерности. Гипотеза. Выводы. Лаборатория. Оборудование.

Практическая работа (ПР) № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ.

ПР № 2. Наблюдение за горящей свечой. ПР № 3. Превращения веществ.

II. Строение вещества.

Строение вещества. Доказательства сложности строения атома. Планетарная модель. Протон, нейтрон, электрон, ядро. Строение атома. Изотопы. Химический элемент. Электронная оболочка. Ион, катион, анион. Три агрегатных состояния веществ. Газы. Жидкости. Твердые вещества. Кипение, кристаллизация, испарение, конденсация.

III. Смеси веществ и способы их разделения.

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе, его отличие от смеси. Массовая доля растворенного вещества. Вычисление массовой доли растворенного вещества. Разделение смесей. Способы разделения смесей. Получение дистиллированной воды. ПР № 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества. ПР № 5. Очистка поваренной соли. ПР № 6. Анализ почвы.

IV. Состав веществ. Химические знаки и формулы.

Химические элементы. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Происхождение названий элементов. Химическая формула, индекс, коэффициент. Простые и сложные вещества. Относительная атомная масса. Определение относительной атомной массы по ПСХЭ Д. И. Менделеева. Относительная молекулярная масса. Расчеты молекулярной массы по ПСХЭ.

V. Простые вещества.

Металлы. Характеристика металла по положению в ПСХЭ, их физические свойства. Представители металлов. Применение металлов. ПР № 7. Свойства металлов.

Неметаллы. Характеристика неметалла по положению в ПСХЭ их физические свойства. Представители неметаллов. ПР № 8. Свойства неметаллов.

VI. Сложные вещества.

Понятие валентности. Бинарные соединения. Определение валентности по формуле. Составление формул по валентности. Классификация неорганических веществ. Оксиды, основания, кислоты, соли. Расчеты по формулам. Оксиды. Составление формул, название оксидов, свойства, важнейшие представители оксидов. ПР № 9. Свойства оксидов. Основания. Составление формул, название оснований, свойства, важнейшие представители оснований. ПР № 10. Свойства оснований. Кислоты. Составление формул, название кислот, кислотные остатки, важнейшие представители кислот. ПР № 11. Свойства кислот. Соли. Составление формул, название солей, свойства, важнейшие представители солей. ПР № 12. Свойства солей. Кристаллические решетки. Типы кристаллических решеток. Аморфные вещества.

VII. Изменения, происходящие с веществами.

Физические явления. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Химическая реакция. Закон сохранения массы вещества. Отличие химических явлений от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Количественная характеристика реакций. Химические уравнения. Составление химических уравнений, значение коэффициентов. Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения Экзо- и эндотермические реакции. Реакции замещения. Реакции обмена. Реакция нейтрализации.

VIII. Галерея великих химиков.

Великий Ломоносов М. В. – ученый, поэт, историк, географ… Три службы Менделеева Д. И. – Отечество, наука, педагогика. Другие ученые по выбору учащихся.

IX. Химия вокруг нас.

Что такое воздух, которым мы дышим? Состав воздуха. Атмосфера. Загрязнение воздуха, способы очистки. Кислород в природе, его свойства, получение, применение. Озон. Кислород, его “родственники” и “соседи”. ПР № 13. Получение кислорода. ПР № 14. Экологический турнир. I тур “Атмосфера”. Удивительное вещество вода. Вода в природе, ее состав, свойства, получение, применение. Загрязнение природных вод, способы очистки. Круговорот воды и использование водных ресурсов. ПР № 15. Анализ воды. ПР № 16. Экологический турнир. II тур “Гидросфера”.

Земля, что у тебя внутри? Литосфера. Горные породы. Полезные ископаемые.

ПР № 17. Знакомство с минералами. ПР № 18. Экологический турнир. III тур “Литосфера”. “Биогенный” значит “рождающий жизнь”. Углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор – биогенные элементы. Наша пища. Компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины.

ПР № 19. Определение белков, углеводов, витаминов в продуктах питания. Чистота – залог здоровья. Моющие и чистящие средства. ПР № 20. Свойства моющих средств. Осторожно, лекарства. Лекарственные препараты. Аптека. Анестезия. Антисептики. Антибиотики.

ПР № 21. Экскурсия в аптеку. Химия вредная и химия полезная. Роль химии в жизни общества. Влияние химии на природу и здоровье человека. Экологические проблемы. Методы борьбы с экологическими проблемами. ПР № 22. Экскурсия в краеведческий музей.

XI. Проект “Экологическая тропа”.

ПР № 23. Экскурсия к местному озеру в рамках проекта “Экологическая тропа”.

ПР № 24. Экскурсия в район ТЭЦ-5 в рамках проекта “Экологическая тропа”.

XII. Итоговое занятие.

ПР № 25. Защита проектов.

Базовый учебно-тематический план (78 часов)

№ п/п Название раздела и темы занятий Количество часов
всего теория практика
1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Введение

Что изучает химия.

Превращения веществ. Наблюдения и эксперимент.

Практическая работа (ПР) № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ.

ПР № 2. Физические и химические явления.

ПР № 3. Наблюдение за горящей свечей.

5

1

1

1

1

1

2

1

1

-

-

-

3

-

-

1

1

1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

Строение вещества

Периодическая система химических элементов.

Строение атома.

Три агрегатных состояния веществ.

4

1

2

1

4

1

2

1

-

-

-

-

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Смеси веществ и способы их разделения

Чистые вещества и смеси. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач.

ПР № 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.

Разделение смесей.

ПР № 5. Очистка поваренной соли.

ПР № 6. Анализ почвы.

7

3

1

1

1

1

3

1

-

1

-

1

4

2

1

-

1

-

4.

4.1.

4.2.

Состав вещества

Химические элементы. Знаки химических элементов. Химические формулы.

Простые и сложные вещества. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчеты молекулярной массы.

3

1

2

2

1

1

1

-

1

5.

5.1.

5.2.

Простые вещества

Металлы. ПР № 7. Физические свойства металлов.

Неметаллы. ПР № 8. Физические свойства неметаллов.

4

2

2

2

1

1

2

1

1

6.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

Сложные вещества

Валентность. Составление формул по валентности.

Неорганических веществ. Оксиды. ПР № 9. Свойства оксидов.

Основания. ПР № 10 Свойства оснований.

Кислоты. ПР № 11. Свойства кислот.

Соли. ПР № 12. Свойства солей.

10

2

2

2

2

2

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

7.

7.1.

7.2.

7.3.

Химическая реакция

Физические явления. Химическая реакция. Закон сохранения массы вещества Химические уравнения.

Реакции разложения. Реакции соединения.

Реакции замещения. Реакции обмена.

6

2

2

2

4

2

1

1

2

-

1

1

8.

8.1.

8.2.

8.3.

Галерея великих химиков

Великий Ломоносов М. В. – ученый, поэт, историк, географ…

Три службы Менделеева Д. И. – Отечество, наука, педагогика.

Другие ученые (по выбору учащихся).

4

1

1

2

2

1

1

-

2

-

-

2

9.

9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

9.9.

9.10

9.11

9.12

Химия вокруг нас

Что такое воздух, которым мы дышим? Кислород, его “родственники” и “соседи”. ПР № 13. Получение кислорода.

ПР № 14. Экологический турнир. I тур “Атмосфера”.

Удивительное вещество вода. Круговорот воды и использование водных ресурсов. ПР № 15 Анализ воды.

ПР № 16. Экологический турнир. I I тур “Гидросфера”.

“Биогенный” - значит “рождающий жизнь”.

Земля, что у тебя внутри? Все ли ископаемые полезны? ПР № 17. Знакомство с минералами.

ПР № 18. Экологический турнир. III тур “Литосфера”.

Наша пища. ПР № 19. Определение белков, углеводов, витаминов в продуктах.

Чистота – залог здоровья. ПР № 20. Свойства моющих средств.

Осторожно, лекарства! ПР № 21. Экскурсия в аптеку.

Химия вредная и химия полезная. Экологические проблемы. Как уменьшить вред, наносимый природе?

ПР № 22. Экскурсия в краеведческий музей.

21

3

1

3

1

1

2

1

2

2

1

2

2

10

2

-

2

-

1

1

-

1

1

-

2

-

11

1

1

1

1

-

1

1

1

1

1

-

2

11.

11.1

11.2

Проект “Экологическая тропа”

ПР № 23. Экскурсия к местному озеру в рамках проекта “Экологическая тропа”.

ПР № 24. Экскурсия в район ТЭЦ-5 в рамках проекта “Экологическая тропа”.

10

5

5

-

-

-

10

5

5

12. Итоговое занятие

ПР № 25. Защита проектов.

3

3

-

-

3

3

Всего   78 34 44

Список литературы:

  1. Габриелян О. С. Химия 8. - М.: “Дрофа”, 2007.
  2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Настольная книга учителя. - М.: “Дрофа”, 2003.
  3. Габриелян О. С. Методическое пособие. - М., “Дрофа”, 2007.
  4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Введение в химию вещества. - М.: “Сиринъ према”, 2006.
  5. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию. - М.: “Владос”, 2005.
  6. Шелинский Г. И. и др. Химия-8. - СПб.: “Специальная литература”, 1999.

Приложение.