Цели:
- Повторить орфограммы корня слова: безударные гласные в корне слова, парные согласные, непроизносимые согласные, написание большой буквы в именах собственных.
- Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление, воображение.
- Воспитывать любовь к русскому языку, к Родине, любовь к природе, чувство сопереживания и ответственности за то, что тебя окружает.
Тип урока: повторение изученного.
Форма проведения: урок-путешествие
Оборудование: учебник “Русский язык” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), иллюстрации на тему: “ Золотая осень”, слайды “ Моя Родина”, таблица “ Орфограммы корня слова”.
I. Организация класса.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А наша первая станция называется “Словознайка”.
II. Чистописание.
Р ррр Ра Ро
Родина
III. Словарная работа.
1) Толкование слова;
- Ребята, что обозначает слово Родина?
- Страна, в которой человек родился и
гражданином которой является.
- Что является Родиной для вас?
Составьте предложение со словом Россия.
Живу в России и горжусь этим.
- С какой буквы мы написали слова Родина и
Россия?
- Почему?
Какое ещё значение имеет слово родина?
- Место рождения кого-либо.
Звучит песня Марка Бернеса “С чего начинается Родина”.
Просматриваются слайды на тему “Моя Родина”.
<Рисунок №1>
2) Составление сочетания слов;
Родина прекрасная, любимая, могучая.
Родина-мать, гордость за Родину, любовь к Родине.
3) Синонимы;
Подберите синонимы к слову Родина
Родина, Отечество, Отчизна, страна.
4) Антонимы; чужбина.
5) Пословицы и поговорки;
Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
- Родина любимая – мать родимая.
- Жить – Родине служить.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- За Родину-мать не страшно умирать.
6) Поэтические строки;
Ребята, а кто хочет прочитать поэтические строки о Родине?
IV. Повторение изученного:
1) Цели и задачи урока;
Ребята, сегодня у нас урок-путешествие. И дальше отправимся мы с вами путешествовать в красивый осенний лес. На первой станции мы уже побывали.
- О чём мы говорили в начале урока?
- В начале урока мы говорили о Родине.
И не случайно я выбрала наше путешествие в лес. Почему?
- Лес, озеро, животные, птицы – природа. А
природа – часть нашей Родины.
- М.М.Пришвин говорил: “Охранять природу –
значит охранять Родину”.
Эти слова и будут девизом нашего урока.
<Рисунок №2>
Станция “Размышляйка”.
Повторять сегодня мы будем орфограммы. А какие, вы определите после игры “Кто быстрее?”
1) Игра “Кто быстрее?” (работа в парах)
Ребята, вставьте буквы в словах и определите, на какое правило орфограммы в каждом столбике?
ос..нь | уз..кий | мес.ность | б..рёза |
тр..ва | гри.. | звёз..ный | к..стёр |
л..сник | лё..кий | ужа…но | обл..ко |
р..ка | тра..ка | опас..но | ш..рох |
- Ребята, назовите тему урока.
- Орфограммы корня слова.
- Назовите орфограммы, с которыми будем работать?
- Безударные гласные, парные согласные,
непроизносимые согласные, словарные слова.
- Ребята, а для чего мы должны знать орфограммы?
- Чтобы грамотно писать орфограммы нужно знать.
2) Беседа;
- Как проверить безударные гласные в корне слова?
- Как проверить парный согласный?
- На какую орфограмму записаны слова 3 столбика?
- Как проверить непроизносимый согласный звук?
- Какие слова пишутся без т?
- А как называются слова 4 столбика?
- Ребята, почему берёзу называют символом нашей Родины?
- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у
нас. Мила она русскому человеку.
- Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А
сколько рек, деревень названо в честь нашей
зелёной красавицы.
Учитель. Любит наш народ берёзу за красоту её, за пользу, которую она приносит.
3) Составление предложения из слов;
Молодые, растут, и берёзки, в , стройные, роще, берёзовой.
Молодые и стройные берёзки растут в берёзовой роще.
Станция “Физкультминутка”.
Звучит песня “Мы дети солнца”. Учащиеся выполняют движения под музыку.
4) Разбор по составу.
Берёзовой-берёза, березняк, берёзка.
5) Синтаксический разбор предложения;
6) Морфологический разбор: в роще
7) Комментированное письмо (Упражнение 23) Дидактический материал (Л.Ю.Комиссарова).
8) Игра “ Не подведи свой ряд”.
Ребята, а теперь мы снова поиграем. Вам нужно придумать слова с сочетаниями.
1-й ряд – сочетания ЖИ-ШИ
2-й ряд – сочетания ЧУ-ЩУ
3-й ряд – сочетания ЧА-ЩА
Запомните: Слова должны быть на тему “Природа”
Этим мы поможем лесным жителям подготовиться к зиме.
Дети аргументируют свой ответ.
1.
Все сочетания жи и ши
Только с буквой и пиши.
2.
В сочетания чу, щу
Всегда вставляю букву у.
3.
Все слова на ча и ща
Только с буквой а всегда.
(Сочетания записаны на осенних листьях, переворачиваем листья и читаем предложение)
<Рисунок №3>
Мы друзья природы.
10) Выполнение упражнения 57.
Учащиеся дополняют текст однородными членами предложения.
Станция “Поэтическая”.
11) Сочинение-миниатюра.
“Лес осенью”
V. Итог урока.
- Ребята, какие орфограммы повторяли на уроке?
- Как проверяем безударный гласный в корне слова?
- Какое правило знаем о парных согласных в корне
слова?
- Как проверяем непроизносимые согласные в корне
слова?
- Ребята, чем является лес для зверей?
- А для людей?
- Какое главное правило вы запомнили на уроке?
Охранять природу – значит охранять РОДИНУ.
<Рисунок №4>
Ребята, сегодня на уроке мы повторяли орфограммы корня слова. Молодцы, вы хорошо работали. И я думаю, что контрольный диктант мы напишем завтра хорошо.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 60.