Основной целью современного школьного образования (в т. ч. начального), достигаемой с помощью гуманизации процесса обучения, создания устойчивого методического механизма, является разностороннее развитие личности ребенка.
Необходимым элементом развития младшеклассников является экологическое воспитание и образование, поскольку в начальных классах у ребенка легче, чем в последующие годы обучения, сформировать экологическое мировоззрение, правильное отношение к окружающему миру. Особая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальной школы.
В нашей школе системная работа по экологическому воспитанию проводится как в средней школе, так и в начальной, во время занятий и во внеурочное время. На начальном этапе обучения детям преподаются элементарные знания о мире природы, о разнообразии форм жизни, физических явлениях, мире животных и растений, о месте человека на планете и во Вселенной.
Системно решать задачу экологического воспитания младшеклассников позволяет организация внеклассной работы, протекающей при тесном взаимодействии учителей начальной и средней школы. Работа на пришкольном участке, посещение парков, занятия в кабинетах биологии и физики, постановка спектаклей, проведение экологических конкурсов – все эти виды деятельности играют значительную роль в формировании экологического мировоззрения ребенка.
Следует отметить, что систематизация внеклассных мероприятий позволяет:
- связать процессы познания ребенком природы и социальной жизни;
- реализовать преемственность изучения природы в начальной и средней школе;
- активно формировать нравственно-этическое мировоззрение, основные экологические понятия;
- конкретизировать экологические понятия на доступных примерах.
Таким образом, решаются три основные задачи учебного процесса:
- образовательные (формирование естественно-научного мировоззрения);
- развивающие (осознание причинно-следственных связей в природе и обществе, личностное развитие ребенка);
- воспитательные (социализация личности, формирование неравнодушного отношения к миру, этических и эстетических чувств, экологической культуры, умения жить в гармонии с природой, развитие эрудиции детей, обеспечение их культурного досуга).
Обязательными методами построения занятий по экологии являются ролевая игра и продуктивная деятельность, которые нашли выражение в пьесе “Эко-колокольчик” (Приложение 1), поставленной нами в рамках реализации программы по внеклассному экологическому образованию (http://www.youtube.com/watch?v=36RwCmZzkig). В тексте пьесы использовались термины, хорошо знакомые детям. Декорации и костюмы были сделаны самими школьниками.
Поставленная пьеса стала творческим отчетом ребят о проделанной работе, результатом личных наблюдений, их эмоциональным откликом на экологические коллизии в микрорайоне, в городе, в стране и мире.
Подводя черту под вышесказанным, хочется отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста дает свои плоды. В сознании ребят, обладающих широким экологическим мировоззрением, прочно закрепляется правильное отношение к гармонии мира природы, которым они будут руководствоваться в своей взрослой жизни.