Цель: закрепить умение видеть проверяемую орфограмму – согласную в корне слова, умение подбирать проверочные слова, выбирать правильный вариант написания.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение правильно писать слова с парной согласной в корне, с непроизносимой согласной и удвоенной согласной.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, обобщать;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитание внимательное отношение к окружающим;
- повышение интереса к изучению предмета русского языка.
1. Организационный момент. Готовность к уроку.
2. Психологический настрой.
- Дети сели, закрыли глаза.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …(видят).
- Уши внимательно слушают и все …(слышат).
- Голова хорошо …(думает).
3. Актуализация знаний.
На доске: праз.ник, иску. тво, впере . , абза ., кла ., сосе ., обе ., чу . ство, лес . ница, запа . .
- Представьте себе большое орфографическое царство.
Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам-согласным звукам.
Кто они, вы узнаете, вставив пропущенные буквы.
- Какое слово лишнее?
- На какие 3 группы можно разбить эти слова?
- Кто же эти сестры-орфограммы?
- О чем заботились сестры?
- Где в слове жили сестры-орфограммы?
- Что называется корнем слова?
- Запишите эти слова в 3 столбика, орфограмму
подчеркните.
(Вывешивается плакат с орфограммами).
4. Проверка дом. задания.
- Прочитайте слова с непроизносимыми
согласными, которые встретились вам в домашнем
упражнении.
- Вспомните правило проверки написания слов с
непроизносимыми согласными.
5. Определение темы урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(На доске открыть).
- Вернемся к словам. С любым из них нужно устно
составить предложение.
- Запишем предложение известного русского
писателя И.С. Тургенева
“Уплыли на запад последние громоздкие тучи”.
- О каком времени года это предложение?
- Объясните значение слова “громоздкие”.
(Толковый словарь Ожегова использовать).
Далее с комментированием записывают на доске и в тетради.
6. Физкультурная минутка.
- Послушайте припев песни “Школьные годы”.
Какое слово непосредственно относится к теме нашего урока? (чудесные)
7. Работа по учебнику, в группе, на компьютере.
Учебник “Русский язык” (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина)
с. 9 упр. 98 – выполняет одна часть детей.
Учащиеся с низким уровнем развития получают перфокарты.
Дети 1 ряда (учащиеся с низким уровнем развития) составляют из разрозненных предложений правило проверки непроизносимых согласных, к ним дается одно лишнее предложение.
3 человека по очереди работают на компьютере.
Двое из них вставляют пропущенные непроизносимые согласные, третий работает с текстом, в котором пропущены и другие орфограммы.
Проверка по этапам. Отметки.
8. Физкультурная минутка.
- Я называю слова.
Если в них есть непроизносимый согласный, руки вверх поднимают мальчики.
Если парный согласный – девочки.
9. Работа по учебнику, с.9 упр.98.
- О чем текст?
- В каком предложении автор выразил главную
мысль?
- Как можно озаглавить текст?
- Запишем заглавие, подчеркнем орфограмму.
Чтение по абзацам.
Определение количества предложений, главной мысли каждого абзаца.
Нахождение и объяснение орфограмм.
- Спишите понравившийся абзац, подчеркните орфограммы.
10. Домашнее задание.
Упр. 99 с.9.
- Прочитайте слова. Соответствуют ли они теме
“Осенняя картинка”?
- Дома составьте и запишите текст.
11. Итог урока.
Переменка, переменка,
Мы тебя так долго ждали!
Переменка, переменка,
На уроке не устали!