Задачи:
- Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
- Расширить знания учащихся о профессиях: энтомолог, орнитолог, ихтиолог, зоолог.
- Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Формировать навыки умения действовать самостоятельно и работать сообща в команде.
- Совершенствовать познавательные способности, развивая умение реалистически оценивать свою работу.
Оборудование: иллюстрации животных из серии “В мире дикой природы”, карточки - помогайки, учебник “Окружающий мир” автор А.А.Плешаков, часть №1, класс 3, индивидуальный дидактический материал, клей.
Оформление доски: карточки со словами: биология, зоология, ботаника, энтомолог, орнитолог, ихтиолог, развитие и размножение животных, размещены иллюстрации групп животных.
Рабочий афоризм: Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Р.Декарт.
Программа: “Окружающий мир” автор А.А.Плешаков М.: Просвещение, 2007год Мин. Обр. и науки РФ.
Тип урока: урок-исследование.
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический момент.
Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся, друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.
А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать! Я хочу своими знаниями делиться с друзьями.
Учитель: Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое сделать свое маленькое открытие?
Ответ: нужно быть внимательным и наблюдательным.
II. Актуализация знаний.
Сегодня наш урок хочется начать с мудрого высказывания Р.Декарта (древнегреческого философа).
Учитель: А знаете ли вы кто такой философ?
Ответы учащихся.
Учитель: Философ – 1) человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам. 2) специалист по философии, а также создатель какой-нибудь философской системы.
Мудрое высказывание: Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Р.Декарт. Слайд 2.
Учитель: Как вы понимаете смысл данных
слов?
Ответы детей: Нужно иметь не только
хорошие знания, но и уметь ими пользоваться,
применять их на практике, на деле.
Учитель: Итак, применим свои знания на
практике. Вспомним, что такое биология?
Ответ учащихся: Биология – это
совокупность наук о живой природе.
Учитель: Назовите разделы биологии,
изученными нами.
Ответы учащихся: Зоология – наука о
животных. Специалист по зоологии – зоолог.
Ботаника – наука о растениях. Специалист по
ботанике – ботаник.
Учитель: На предыдущем уроке мы
говорили с вами, напомню о том, что ученые-зоологи
делят царство животных на группы. С этими
группами мы познакомились.
III. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания осуществляется разными формами работ:
1. Индивидуальная работа.
Два учащихся выполняют индивидуальные задания-карточки следующего вида:
Задание: Соедините стрелкой группу животного с соответствующим представителем-обитателем.
Черви | Улитка |
Иглокожие | Дождевой червь |
Моллюски | Бабочка |
Ракообразные | Морские огурцы |
Насекомые | Креветки |
Звери | Жаба |
Земноводные | Волк |
Рыбы | Воробей |
Птицы | Карась |
2. Работа в парах.
Задание: Один учащийся называет представителя группы, а другой – соответствующую группу животных (работа оформляется письменно). Вспомнить и записать три загадки, отгадками которых будут представители любой из знакомых групп животных. Записать отгадку и указать соответствующую группу животных.
3. Групповая работа.
Задание: К группам животных подобрать и записать по два представителя-обитателя. Составить ребус, зашифровав представителя любой группы на выбор.
IV. Определение темы и целей урока.
Учитель: Вот и настала пора раскрыть все секреты. Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры.
Как вы думаете, а все ли мы с вами знаем о группах животных, их представителях? Что же мы не знаем?
Учащиеся: Мы знаем не все. Например, не
знаем, как размножаются и развиваются
представители разных групп. Хотелось бы это
узнать.
Учитель: Итак, тема нашего урока, таким
образом, звучит так: Размножение и развитие
животных. Слайд 3.
V. Постановка проблемы. Создание положительной мотивации.
Учитель: Молодцы! Мудрое высказывание Р.Декарта мы с вами подтвердили на практике, занимаясь проверкой домашнего задания. Продолжим наш урок.
Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы кто такой ЭНТОМОЛОГ ?
Ответы детей.
Учитель: Давайте рассуждать, что мы
можем, сказать об этом слове, внимательно
посмотрев на него?
Учащиеся: Слово образовано с помощью
двух корней: энтом и лог.
“Логос – это наука, мы знаем, а вот значение первого корня не знаем, но хотелось бы узнать”.
Учитель: Как вы думаете, а где мы можем познакомиться со значением данного слова ?
Учащиеся: Значение слова мы можем узнать в Толковом словаре русского языка. Итак, в словаре написано, что энтомолог – это человек, изучающий насекомых. Значит, корень “энтом” означает – насекомое. Слайд 4.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а слышали ли вы
о такой профессии, как орнитолог?
Ответы учащихся. В результате
рассуждений и работы со словарем уточняем
значение слова “орнитолог”. Слайд 5.
Учитель: Мы узнали, что энтомолог – изучает насекомых, орнитолог – изучает птиц, а тогда как вы думаете, как же тогда будет называться профессия человека, занимающаяся изучением рыб, если “ихти”- это рыба?
Учащиеся: ИХТИОЛОГ. Слайд 6.
Учитель: Молодцы! Какое обобщение мы с
вами можем сделать?
Учащиеся: Зоологи, энтомологи,
орнитологи и ихтиологи занимаются изучением
соответствующих групп животных: зверей,
насекомых, рыб и птиц.
VI. Физкультминутка.
VII. Исследовательская работа. Изучение нового материала. Слайд 8.
Учитель: Итак, наша проблема: Размножение и развитие животных. Каждый из вас является ученым одного из видов животных.
Ученые-зоологи, познакомьте нас с вашими обязанностями.
Учащиеся: Руководитель группы (Ф.И.
ученика). Мы занимаемся проблемой размножения и
развития зверей.
Учитель: Ученые-энтомологи, пожалуйста,
вам слово.
Учащиеся: Руководитель группы (Ф.И.
ученика). Мы занимаемся проблемой размножения и
развития насекомых.
Учитель: Ученые-орнитологи, какова ваша
проблема?
Учащиеся: Руководитель группы (Ф.И.
ученика). Наша проблема: размножение и развитие
птиц.
Учитель: Слово предоставляется ученым-ихтиологам.
Учащиеся: Руководитель группы (Ф.И.
ученика). Перед нами стоит сложная проблема
размножения и развития птиц.
Учитель: Предлагаю вам начать
исследовательскую работу в группах. Вам
предоставляется рабочий набор материалов
содержащий:
1. Карточку – “Помогайку”.
- рассмотри (зверей, насекомых, птиц, рыб);
- найди, как размножаются (звери, насекомые, птицы,
рыбы) на карточке и прочитай учебник стр. 108; 105-106;
106-107; 106;
- наклей в определенной последовательности
размножение и развитие (зверей, насекомых, птиц,
рыб).
2. Несколько иллюстраций животных вашей группы
с подробным описанием размножения и развития.
3. Лист с надписью: Размножение и развитие
животного именно вашей группы.
4. Конверт со словами и иллюстрациями поэтапного
размножения и развития того или иного вида
животных.
Вам предлагается внимательно каждой группе рассмотреть и изучить полученные материалы и с результатами вашей работы познакомить всех присутствующих в данной аудитории. Результат работы каждой группы оформляется на листе с помощью слов и иллюстраций из конверта с использованием клея.
VIII. Контрольный момент.
Учитель: Слово предоставляется представителям группы энтомологов.
Выступление учащихся. Показ итоговой работы на листе: Размножение и развитие насекомых сопровождается подробным рассказом по проблеме урока. Проверка получения положительного результата сопровождается показом слайда 9.
Учитель: Внимание вопрос:
- Какой этап в размножении и развитии насекомых отсутствует в следующем видеофрагменте? Слайд 10.
Учащиеся: этап откладывания яйца. Мы предлагаем продолжить тему нашего урока ученым-орнитологам.
Выступление учащихся. Показ итоговой работы на листе: Размножение и развитие птиц сопровождается подробным рассказом по данному вопросу. Проверка полученного результата сопровождается показом слайда 11.
Учитель: А теперь пришло время обратиться к работе ученых-ихтиологов.
Учащиеся: Выступают учащиеся данной группы, сопровождают итоговую работу на листе: Размножение и развитие рыб сравнительным анализом, сделанным в ходе работы всей группы. Слайд 12.
Учитель: Свои результаты представят зоологи. Пожалуйста, вам слово.
Учащиеся: Объяснения учащихся сопровождается показом итоговой работы группы по листу: Размножение и развитие зверей. Проверка работы группы сопровождается показом слайда 13.
Учитель: Спасибо каждой группе за подробные сообщения. Вами была проделана большая работа. Вы все заслужили похвалы. А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.
IX. Рефлексия.
Учитель: Назовите проблему нашего урока. Посмотрите, какой замечательный у нас получился результат (итоговые работы – контрольные листы размножения и развития, животных выполненные каждой группой). Работу, какого отдела вам хотелось бы особенно отметить? Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке? Выскажите свое мнение, опираясь на фразы:
- “Мне понравилось…”.
- “Я узнал (а) …”.
- “Мне бы хотелось…”.
Объявляю благодарность всем вам за плодотворную работу, за то, что мы с вами умело, использовали свои знания в новой для нас ситуации, тем самым подтвердили еще раз мудрое высказывание Р.Декарта “ Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять”.
X. Домашнее задание.
Обязательное задание для всех: работа с учебником “Мир вокруг нас”, 1 часть с. 105-110.
Задание на выбор:
- Из пластилина слепить поэтапное размножение и развитие любой группы животных;
- Подготовить индивидуальное сообщение о любом животном на изученную тему (доклад сопровождать показом иллюстраций);
- Нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития, или сделай фотографии о своем домашнем питомце и расскажи, как он заботится о своем потомстве.
- Подготовить индивидуальное сообщение об экологических профессиях.