Разработка урока - путешествия по "Золотому кольцу России". Тема урока: "Решение неравенств"

Разделы: Математика


Цели:

  • Закрепить свойства равносильности неравенств при решении неравенств;
  • Способствовать развитию навыков решения неравенств;
  • Развивать логическое мышление учащихся;
  • Стимулирование познавательного интереса;
  • Краткое знакомство с историческим прошлым;
  • Нравственное воспитание.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Дайте определение решения неравенства с одной переменной.
  2. Являются ли решением неравенства 5у 2у + 6 числа 3, 2, 1? (слайды 2, 3, 4 презентации)
  3. Что значит решить неравенство?
  4. Какие неравенства называются равносильными?
  5. Сформулируйте свойства равносильности неравенств, используемых при решении неравенств. (слайды 5, 6, 7 презентации)
  6. Как принято записывать решение неравенств? (слайд 8 презентации)

II.

Повторить решение неравенств нам сегодня поможет история России. “Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребёнком” – говорил римский философ Цицерон. Среди многочисленных русских городов, хранящих память о своем тысячелетнем прошлом, особо выделяются города, входящие в “Золотое кольцо России”.

В конце учебного года мы собираемся посетить один из этих городов. А сейчас попутешествуем по туристическому маршруту заочно. Какие города объединяет такое название, мы узнаем, если каждый из Вас:

  • выполнит задания, предлагаемые на карточках;
  • найдет ответ на доске;
  • поместит на это место “свой кусочек карты”.

Задание для карточек:

  1. 7x – 24 < 4 (– ; 4)
  2. 1 – 5y > 11 (– ; – 2)
  3. 2x – 17 – 27 [– 5; + )
  4. 2 – 3x – 10 [1; + )
  5. 17 – x > 7 – 6x (–2; + )
  6. 30 + 5x 18 – 7x (– ; –1]
  7. 64 – 6x 14 – x (– ; 10]
  8. 3x – 1 > 6x – 4 (– ; 1)
  9. 6x – 1 < 12 + 7x (11; + )
  10. 2x – 2 < 28 – 8x (– ; 3)
  11. 8 + 5y 13 + 4y (– ; 5 ]

Перед нами схема “Золотого кольца России” (в древности Залесье). Эти города расположены на территории пяти областей – Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской. Древние города этих земель имеют свою судьбу, своё прошлое.

Ближе всего к нам расположен город Сергиев Посад (Слайд 10, 11, 12). Его прошлое тесно связано с историей Монастыря Троице – Сергиевой Лаврой, основанного Сергием Радонежским. Сергий Радонежский считается покровителем учеников.

№ 1.

Чтобы ответить с какого века Сергий Радонежский покровительствует тем, кто хочет учиться, надо решить неравенство:

b + 40 > 5(2b + 8) + 13(4 – b).
b + 40 > 10b + 40 + 52 – 13b
b – 10b + 13b > 40 + 52 – 40
4b > 52
b > 13
________________________

Ответ: Сергий Радонежский покровительствует тем, кто хочет учиться с 14 века.

Следующий город Переславль – Залесский (Слайд 13, 14, 15). Основан очень давно, как город–крепость на южных границах Северо–Восточной Руси.

№ 2.

Назвав самое большое целое число, удовлетворяющее неравенству:

(12x – 1)(3x + 1)(6x + 1) – 3458

вы укажите год основания этого города.

36x – 3x + 12 x – 1 36x + 12x + 1 – 3458
12x – 3x – 12x 1 – 3458 + 1
– 3x – 3456
x 1152
________________________

Ответ: Город Переславль – Залесский основан 1152 году.

Еще раньше основан город Ростов Великий (Слайд 16, 17, 18) . Первое упоминание в 862 году в “Повести временных лет”. Ростов славен колокольными звонами. В 17 веке при митрополите Ионе Сысоевичие отлили 13 колоколов. Вес их различен.

№ 3.

Сколько может весить (в тоннах) Ростовский колокол ответит нам неравенство:

4m(1 – 3m) – (m – 12m) 96 .
4m – 12m – m + 12m 96
4m – m 96
3m 96
m 32
Из условий задачи m > 0.
________________________

Ответ: Масса колоколов от 0 до 32 тонн.

Ростов славен своими колоколами, а Суздаль (Слайд 19, 20, 21) своими деревянными постройками. На иллюстрации Вы видите Никольскую церковь 1766 года.

№ 4.

Сколько гвоздей понадобилось, в то время, суздальским мастерам для постройки этой церкви мы узнаем, решив неравенство:

5(2 + x) – 6(3 – x) < x.
10 + 5x – 18 + 6x < x
5x + 6x – x < 18 –10
10x < 8
x < 0,8
Из условий задачи x > 0.
________________________

Ответ: Церковь построена без гвоздей.

Кострома (Слайд 22, 23, 24) образована Юрием Долгоруким в 1152 году. В 1613 году во время польско–литовской интервенции на костромской земле свой подвиг совершил уроженец этих мест Иван Сусанин. Он завел врагов в непроходимые топи. На берегу Волги воздвигнут памятник Ивану Сусанину.

№ 5.

Назвав наименьшее целое число, удовлетворяющее неравенству > 10

Вы скажете, с какого года существует этот памятник.

x + 34 > 2000
x > 2000 – 34
x > 1966
________________________

Ответ: Памятник существует с 1967 года.

Город Плес приготовил для нас проверку наших знаний. (Самостоятельная работа с последующей самопроверкой) (Слайд 25)

III. Итог урока.

Сегодня на уроке мы повторили решение неравенств и узнали немного нового из истории российских городов.

Оценки за урок: …

Задание на дом: № 793(а, б), №796(б, в). (Слайд 28)

У нас осталось немного времени, я предлагаю вам устно решить задачу.

№ 6.

Город Ярославль (Слайд 26, 27) основан Ярославом Мудрым. А в каком году? Узнать нам поможет задача:

В четырехзначном числе цифра сотен равна нулю. Цифра тысяч равна цифре единиц и это наименьшее целое число принадлежащее промежутку (0,245;7,94]. А цифра десятков – наибольшее целое число этого же промежутка.

Ответ: Город Ярославль основан в 1071 году.