Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять –
И внимательно считать.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой геометрической фигурой. И на наш урок я пригласила героиню детской сказки. Кто же она?
(появление на экране Мальвины)
- Мальвина принесла с собой эту новою геометрическую фигуру и много интересных заданий для вас.
3.Устный счет. Актуализация знаний.
(Запись числа в тетрадь)
- Вот и первое задание от Мальвины.
Арифметический диктант:
- на сколько 7 меньше 14?
- уменьшите 48 на 40
- сколько получится, если число 3 взять три раза?
- увеличьте 11 на 17
- уменьшите 24 на 6 единиц
- увеличьте 8 на 9 единиц
- на сколько 42 больше, чем 6?
- от наименьшего двухзначного числа отнять 6
Ответы: 7,8,9,28,18,17,36,4. (запись учителем на доске)
- У вас на столах лежат листочки с числами, в которых нужно обвести в кружок эти числа.
(Появление на экране облака чисел –;
появление на экране облака чисел с выделенными ответами)
- Как вы думаете, какая геометрическая фигура получится, если соединить выделенные точки?
(Ответ: квадрат)
- Послушайте, пожалуйста, загадку от Мальвины.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
(Ответ: квадрат)
- Соедините ваши точки.
(Появление на экране)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (квадрат)
Показ учителем на экране:
Помни!
В квадрате в нашем мире
Есть прямых угла четыре.
И четыре стороны –
Меж собой всегда равны.
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (треугольник, прямоугольник, ромб, круг, трапеция) (фигуры на карточках)
4. Работа над новым материалом.
Инсценировка сказки.
- Наша гостья пришла к нам на урок со своими помощниками: треугольником и квадратом. И с ними приключилась очень интересная история, которую они хотят вам рассказать (в классе появляются двое ребят из четвертого класса)
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Малодушный – треугольный,
Вечно не довольный.
Стал спрашивать квадрат:
«Почему ты злишься брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их все четыре».
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старший, я – квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать младшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел. Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата…
Восемь новых уголков!
- Правильно ли поступил треугольник? Какой треугольник по характеру?
- Можно ли так поступать со своими родственниками?
- Какая фигура получилась? (Ответ: восьмиугольник)
- Как получился восьмиугольник? (Ответ: у квадрата обрезали 4 угла)
- А что вы еще знаете о квадрате? (у квадрата четыре угла, четыре вершины, четыре стороны, все углы прямые, все стороны равны)
(Появление на экране квадрата и прямоугольника )
- Какие это фигуры? (Ответ: квадрат и прямоугольник)
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (Ответ: прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны, одинакового цвета)
- Чем отличаются? (Ответ: у квадрата все стороны равны)
- Как вы думаете, можно ли начертить в тетради квадрат, зная длину только одной стороны? (Ответ: можно)
- Почему? (Ответ: у квадрата все стороны равны)
- Начертите в тетради квадрат со стороной… А сколько сантиметров длина стороны, вы узнаете, пройдя математический лабиринт, который вам предложит Мальвина!
(На экране числовая последовательность в виде примеров)
- Так чему же равна сторона квадрата? (Ответ: сторона квадрата равна 3 см)
(Дети чертят квадрат со стороной 3см в тетрадях)
- Что такое периметр? (Ответ: сумма всех сторон фигуры)
- Как найти периметр вашего квадрата? (Ответ: надо сложить все его стороны)
(учитель пишет на доске «Р=3см+3см+3см+3см=12см»)
5. Физкультминутка.
Один, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
Семь, восемь – лень отбросим!
6. Закрепление.
(Появление на экране платочка)
- Что это за фигура? (Ответ: квадрат)
- Это платочек Мальвины. Она очень любит шить, и ей захотелось украсить этот платочек кружевом. Как вы думаете, сколько ей нужно сантиметров кружева, чтобы пришить его ко всем сторонам? Одна сторона платочка равна 9см. (Ответ: Р=9см+9см+9см+9см=36см)
7. Работа по учебнику.
с.30 правило.
с.31 №3(1)
Самостоятельная работа.
с.30№4 1 вариант-1,2 столбик; 2 вариант – 3,4 столбик.
8. Задание на смекалку.
- А сейчас Мальвина просит вас поработать в парах по 4 человека. Я сейчас раздам конверты с заданиями от Мальвины, в которых лежат геометрические фигуры. (Прямоугольник, 2 треугольника большие, 2 треугольника маленькие) Она просит вас из этих фигур собрать квадрат.
(Ответ учитель выкладывает на магнитной доске)
9. Итог урока.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. А сейчас Мальвина хочет узнать, как вы усвоили урок. Она задаст вам несколько вопросов.
- О какой фигуре мы сегодня говорили?
- Какими свойствами она обладает?
- Понравился ли вам урок?
- Чем вам понравился урок?
- Молодцы! Мальвина довольна вашими ответами. И за это она ставит пятерки тем ребятам, которые активно работали на уроке.
(Появление на экране Мальвины)
- Пригласим ли мы еще раз к нам в гости Мальвину?
10. Оценивание детей.
11. Домашнее задание.
С.31 №5, с.30 №3(2)