Урок обучение грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие:
    1. Сформировать навык слитного чтения слогов-слияний с буквой “ С”.
    2. Совершенствоватьнавык плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами.
    3. Формировать умение детей озаглавливать текст в соответствии с его темой и содержанием.
  • Развивающие:
    1. Совершннствовать произношение учащихся.
    2. Формировать умение пересказывать небольшой текст своими словами и составлять его продолжение с помощью вопросов учителя, а также формировать первоначальное умение создания собственных текстов на основе наблюдений.
  • Воспитательные:
    1. Воспитывать способность любоваться, наслаждаться красивым в природе.
    2. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Оборудование:

  • карточки для слого - звукового анализа,
  • лента букв,
  • предметные картинки, на которых изображены- лиса, лось, лист, шишка, синица, аист , ласточка,
  • наборное полотно.

План урока:

1 этап. Проверка домашнего задания. 10 мин.

Виды работ:

  1. чтение слов, составленных детьми дома из “ рассыпанных” букв и слогов;
  2. чтение предложений;
  3. работа над антонимами.
  4. повторение изученных букв и обозначаемых ими звуков;
  5. чтение слогов –слияний с изученными буквами;

2 этап. Работа над новым материалом. 10 мин.

Виды работ:

  1. слого- звуковой анализ слов со звуками с- с;
  2. упражнения в слышании и произношении согласных звуков с – с в словах ;
  3. работа над буквами С и с;
  4. чтение слогов- слияний по слоговой таблице.

3 этап. Закрепление материала . 15 мин.

Виды работ:

  1. составление слогов с буквой “С” из разрезной азбуки и чтение их (хоровое и индивидуальное);
  2. чтение слов в столбиках;
  3. чтение текстов о белке, аисте ; озаглавливание и продолжение текстов.

4 этап. Домашнее задание, подведение итогов. 5 мин.

Ход урока

1 этап. Проверка домашнего задания.

1.Чтение слов , составленных детьми дома из “рассыпанных” букв и слогов:

  1. Проконтролировать добросовестность и качество выполнения детьми домашнего задания;
  2. Совершенствовать у детей умение осознавать слог и звук как единицы речи и слого - звуковую структуру слова;
  3. Совершенствовать навык плавного слогового чтения.

Учитель( вместе с ребятами). Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, совершим сказочное путешествие в город Буквоград. Но прежде мы должны проверить как вы помогли Буратино и Незнайке собрать слова из рассыпанных слогов, потому что в город Буквоград могут попасть только добрые и отзывчивые ребята. Какие слова вы смогли составить?

Ученик. Первое слово – каток. В этом слове два слога – ка- ток. Второй слог ударный. Первый слог – слияние твёрдого согласного звука “к” с гласным “а”. Второй слог состоит из слияния твёрдого согласного звука “т” с гласным “о” и твердого согласного звука “к” вне слияние.

Учитель. Что обозначает слово “каток”?

Ученик. Слово “каток” имеет два значения: 1.это ледовая площадка для катания на коньках; 2. это машина для строительства дорог.

Учитель. Составьте два предложения со словом “каток” так, чтобы в одном случае оно обозначало ледовую площадка, а в другом – машину для строительства дорог.

Ученик. Зимой я люблю кататься на катке.

По дороге едет каток , который укладывает асфальт .

Ученик. Второе слово- канат. В слове два слога, потому что два гласных звука. Первый слог – слияние твёрдого согласного с гласным – ка. Второй слог состоит из слияния твёрдого согласного с гласным и твёрдого согласного – вне слияния.

Учитель. Для чего нужен канат? Составьте словосочетание: канат какой? Нитки какие?

Ученик. Канат – толстый, а нитки тонкие.

(аналогично проводится работа с другими словами )

2.Чтение предложений.

  1. Совершенствовать умение детей читать предложения.

Учитель. А теперь прочитаем предложение в книге: “Нитки тонки.”. Что сказано про нитки? Какой знак стоит в конце предложения? Голос к концу предложения понижаем, т.к. стоит точка в конце предложения, сделаем паузу. Читаем второе предложение: “А канат?” Какой знак в конце предложения? Как надо читать? Прочитаем хором.

Ученик. В конце предложения стоит вопросительный знак, голос повышаем.

3. Работа над антонимами.

  1. Сформировать у детей представления о том, что в русском языке есть слова с противоположным значением.

Учитель. Какой канат? Какое слово ему противоположное по значению? Скажите слова противоположные тем, которые я назову. Длинный -……; большой - …….;высокий -……….; сладкий -……. . Вот видите ,как интересен русский язык . В нём много слов , которые имеют противоположное значение.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы хорошо помогли Буратино и Незнайке: правильно составили слова и доказали, что они соответствуют схеме. Смотрите , как они повеселели. И теперь мы вместе можем попасть в прекрасный город Буквоград. Закройте глаза и хором скажите: “Раз, два, три” (учитель вывешивает плакат с изображением города).

4.Повторение изученных букв и обозначаемых ими звуков:

  1. Систематизировать знания учащихся об изученных гласных и согласных звуках и буквах

Учитель. Откройте глаза, вот вас уже встречают ваши старые знакомые – красавицы буквы. Кто может назвать правильно все изученные буквы и произнести звуки, которые они обозначают?

Ученики. (называют известные буквы и звуки).

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете, гласные и согласные буквы и умеете их различать.

5. Чтение слогов- слияний с изученными буквами:

  1. Совершенствовать умений, читать прямой открытый слог слитно.

Учитель. Буквы решили познакомить нас с ещё одной жительницей Буквограда. Но сначала мы должны выполнить новое, трудное задание Буратино. Он хочет проверить, все ли вы умеете читать слоги. Но сначала давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы прочитать слог? Надо посмотреть на первую согласную букву, затем на следующую за ней гласную и определить, как мягко или твёрдо надо произвести этот слог в слиянии. Приготовьтесь читать по слоговой таблице сначала про себя, а потом хором, вслух.

Ученики.На, но, ну, ни, ны.

Ка, ко, ки, ку.

Та, то, ти, ты, ту.

Учитель. Хорошо, ребята! А теперь подумайте, какой слог нужно прибавить к слогу ты , чтобы получилось интересное музыкальное слово?

Ученик. Нужно прибавить слог но. И получится слово – ноты. В этом слове два слога, т.к. два гласных звука.

Учитель. Буквы решили познакомить нас с ещё одной жительницей Буквограда , но сначала её нужно найти .Эта буква очень любит прятаться, особенно в предметы круглой и овальной формы. А вот почему, вы узнаете когда мы её найдём и увидим .

2 этап. Работа над новым материалом.

1. Слого – звуковой анализ слов по предметным картинкам с опорой на схемы слов.

  1. Выделить изучаемые звуки, дать им характеристику.

Учитель. Сегодня на уроке мы научимся читать слоги и слова с ещё одной согласной буквой. Посмотрите на картинку в “ Азбуке”.Что здесь изображено?

Ученик. Аист в лесу.

Учитель. Проанализируем слово “ лес”.

Ученик. В этом слове один слог , 3 звука и 3 буквы. Слияние “л” “э” - ле; третий звук “с”- вне слияния. “С” -согласный звук, т. к. он при произношении встречает преграду, произносится с шумом и один не образует слога. В этом слове он твёрдый.

Учитель. Согласный звук “ С” обозначается буквой С, с. Вот мы и нашли новую жительницу Буквограда. Посмотрите на неё .На что она похожа? Где она может прятаться? Она спряталась в одной загадке, послушайте: Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко ,
Рога раскинув широко.

Кому понравилась загадка? О ком она? Кто видел отгадку в “ Азбуке”?

Ученик. Это – лось.

Учитель. Проанализируем это слово. Как произносится звук “с”, произнесём его. Звук в этом слове мягкий. Произнесём твёрдый и мягкий звук.

2. Упражнения в слышании и произношении звуков с – с в словах.

  1. Совершенствовать умение слушать и артикулировать звук в словах.

Учитель. Буквы водят хоровод. Они взялись за руки и получились слова. Я буду произносить слова и показывать картинки, а вы если услышите наш изучаемый звук -хлопните в ладоши. Лиса, лист, слон, ….

На какие группы можно разделить эти слова?

Ученик. Названия животных и растений.

Учитель. Послушайте текст о синице: “ Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится”.Запомните слова с изучаемым звуком. Определите: в начале, в середине или в конце находятся эти звуки. Молодцы! А теперь поучимся правильно произносить эти звуки. В этом нам поможет скороговорка.(н-р, Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Коси коса пока роса,роса долой- коса домой.)

3.Работа над буквами С и с.

  1. Сформировать у детей представление о согласной букве “с”, умение правильно называть её.

Учитель. Итак, какие звуки мы сегодня изучаем? Согласные звуки с – с обозначается буквой С, с. Как она правильно называется? Зачем нужна заглавная буква “С”? У кого из вас начинаются имена и фамилии с этой буквы? Поставим эту букву на ленте букв. Где мы её поставим?

Ученик. В нижнем ряду, т. к. она обозначает глухой согласный звук.

Физкультминутка.

Игра "Солнечный зайчик"

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:

Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут и нет их тут.

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.

Методические указания

Игра способствует закреплению стереотипа правильной осанки и тренирует зрительный аппарат.

4. Чтение слогов слияний по слоговой таблице.

  1. Совершенствовать умение правильно читать (сразу слитно) читать прямой и обратный слог.

Учитель. А теперь будем учиться читать слоги с согласной буквой “С”.Скажите как правильно прочитать слог?

Ученик. Нужно посмотреть на слияние, на следующую за согласной гласную букву. Читаем по слоговой таблице за указкой!

3 этап. Закрепление материала.

1. Составление слогов с буквой “с” из разрезной азбуки и чтение их хоровое и индивидуальное.

  1. Совершенствовать умение детей самостоятельно составить слог и подготовиться к его чтению.

Учитель. Послушайте и отгадайте загадку: “ Днём спит , ночью летает, прохожих пугает.

Ученик. Сова.

Учитель. Молодцы! Кто видел сову? Какая она? А как мы говорим , когда хотим сказать не об одной сове, а о нескольких?

Ученик. Совы.

Учитель. Какой первый слог в этом слове? Составьте его на наборном полотне и приготовьтесь его прочитать.

2.Чтение слов в столбиках.

  1. Формировать навык плавного слогового чтения слов и навык чтения целыми словами.

Учитель. Слоги с буквой “С” мы научились читать .Теперь я предлагаю вам более трудную задачу.: прочитать слова с этой буквой – плавно по слогам или целыми словами с правильным ударением. Подготовьтесь к чтению первого слова .Что для этого нужно сделать?(проводится чтение вслух индивидуально и хором). Найдите и прочитайте слова, которые обозначают один предмет, которые обозначают много предметов. Кто видел сосну? На какое другое дерево она похожа? Как отличить эти деревья? Как одним словом сказать о сосне и осине?

3. Чтение текстов о белке , аисте ; озаглавливание его , продолжение текста.

  1. Формировать умение читать текст ;
  2. Умение озаглавливать текст.

Учитель. Под столбиками слов в “Азбуке” вы найдёте первый текст .Прочитаем его и узнаем о ком он. Читаем первое предложение. Окаком дереве прочитали?

Ученик. О сосне.

Учитель. Посмотрите на второе предложение. Все ли слова написаны буквами? Кто может сидеть на суку сосны?

Ученик. Белка.

Учитель. Давайте проверим подходит ли слово белка к схеме предложения .Сколько слогов в слове ,какой ударный? Теперь прочитаем полностью предложение. Ребята, прочитайте текст ещё раз. Подумайте как его можно озаглавить?

Ученик. Белка. Белка в лесу.

Учитель. Ребята., в азбуке мало сказано о белке. А что вы знаете об этом симпатичном зверьке? Кто видел белку? Где живёт , чем питается?

(ответы детей)

Учитель. Белка живёт в лесу или в парке, в дупле. Она может свободно перепрыгивать с ветки на ветку, с дерева на дерево. В этом ей помогает хвост, он как парашют. Прочитаем второй текст. О ком он?

Ученик. Об аисте.

Учитель. Где находится аист ? Кто видел аиста? Как можно озаглавить текст? Послушайте стихотворение об аисте:

Видели ли вы как аист
Весь день среди густых ветвей
Стоит высоко, не качаясь,
На ножке тоненькой своей.
Смотрите , как же он боится
Гнезду родному повредить.
Страшится ласковая птица
На аистёнка наступить.

Учитель. Как нужно относиться к животным? Буквы предлагают поиграть ещё в одну игру. Вот , шалуньи, взялись парами , разбежались, смеются : “Попробуйте нас соединить так, чтобы получились слова”. Как же нам выполнить это задание?

Ученик. Нужно читать по стрелочкам.

4 этап. Домашнее задание, подведение итогов.

Учитель. Мы прощаемся с Буквоградом . Какая буква в нём сегодня поселилась? Она что –то хочет сказать .Давайте спросим её. Кто слышит ? Буква “эс” говорит очень тихо, т. к. обозначает…….

Ученик. Согласный глухой звук.

Учитель. А вот у Незнайки хороший слух. Он услышал какие звуки она обозначает – с -с. На прощание она предлагает вам разгадать ребус.

Домашнее задание дифференцированное.

  1. Для хорошо читающих :составить текст о любом диком домашнем животном или птице.
  2. Для средне читающих учеников: кто больше составит слов из рассыпанных слогов и букв.
  3. Для слабых учеников: научиться безошибочно, читать слоги и слова с изученной буквой.